«Автопортрет», ок. 1912 г.
Средикартин художника Николая Пимоненко отсутствуют величественные полотна, его творческийпуть не был обозначен активными поисками нового стиля в искусстве, в его жизнеописаниинет неожиданных поворотов, бурных событий или гениальных озарений. Тем не менееон один из самых известных и наиболее популярных ныне украинских художников. Всенаиболее значимые для последующей реализации себя и своего дарования события в жизниНиколая Пимоненко произошли рано. Он родился 21 марта (9 марта по ст. ст.) 1862г. в Киеве, в семье владельца иконописной мастерской и резчика по дереву КорнилияПимоненко.

 Николай рано начал учиться рисованию, так же рано получил первые впечатленияот народного быта и жизни, ведь вместе с отцом мальчик ездил по окрестным селам,помогая ему в сооружении алтарей и росписи церквей. Очевидно, способности Николаябыли исключительными для его возраста: когда их заметил отец, то отдал сына учитьсяв иконописную школу при Киево-Печерской Лавре; когда в 1876 г. их заметил художникНиколай Мурашко, он приложил все усилия, чтобы убедить мецената Киевской рисовальнойшколы Ивана Терещенко принять мальчика на обучение бесплатно. Уже через два годапребывания в школе Николай Пимоненко, став лучшим учеником, начинает работать репетитороммладших классов. 

«Сенокос»
Окончаниешколы давало Николаю право быть учителем рисования, но он стремился к большему.В 1882 г. Николай поступает в Академию художеств в Петербурге, но вследствие неблагоприятногосеверного климата и значительных лишений в молодом возрасте получает тяжелую болезньлегких, которая будет мучить его всю жизнь. Через два года художник был вынужденоставить учебу и вернуться в Киев, однако учителя Пимоненко — Илья Репин и ВладимирОрловский — считали способности своего ученика настолько особенными, что Николаюбыло разрешено присылать свои работы на академические выставки как экзаменационные.

«Вечереет», 1900 г.

И семь лет спустя художник получил полноценный диплом. Однако еще перед этим в Киевпереезжает учитель Пимоненко — Владимир Орловский, талантливый художник-пейзажист.Учителя и ученика связывала не только дружба, они были родственниками и жили в Киевев одной усадьбе, ведь Николай был мужем приемной дочери Орловского Александры. Исключительносчастливый брак соседствовал с удивительно плодотворной дружбой. Именно влияниютестя приписывают поэтические яркие пейзажи жанровых картин Пимоненко.

Талант,помощники, учителя, болезнь, работа, друзья, брак — все это за первые 30 лет жизни.К приведенному списку можно смело добавить славу, ведь полотна Николая Пимоненкостановятся известными и популярными уже в 90-х гг. ХІХ в. благодаря участию в выставкахТоварищества передвижных художественных выставок. Внешне казалось, что вся дальнейшаяжизнь Николая — один сплошной путь признания и наград: статский советник, академикживописи, награжден орденом святой Анны за росписи во Владимирском соборе (образысвятого Николая и святой Александры), член международных художественных обществи участник международных выставок (во время одной из них Лувр выкупил для своегособрания картину Пимоненко «Гопак»).

«Утро Христова Воскресения», 1891 г.
Рыбинский государственный историко-архитектурный
 и художественный музей-заповедник

етруднозаметить, что подавляющее большинство наград касается не столько конкретных выдающихсядостижений, сколько работы художника в целом. Работы ежедневной, непрерывной, частоутомительной изза слабого здоровья, но любимой и увлеченной.От многих художников-жанристов своего поколения Пимоненко отличала искренняя влюбленностьв повседневную жизнь и простых людей. Возможно, поэтому в его творчестве почти отсутствуютсоциальные, а тем более политические мотивы. Так же приглушены акценты на этнографическихособенностях.

«Из лесу», 1900 г.

Крестьяне и мещане (точнее, киевляне) на его полотнах как живые, будтона секунду замерли, чтобы двигаться дальше; они общаются, смеются, грустят, мечтают,молятся… Единственная идея, которую позволял себе пропагандировать своими произведениямиПимоненко, — очарованность окружающей жизнью во всех ее проявлениях, и именно этипроявления он никогда не уставал отображать. За свою 50летнюю жизнь НиколайПимоненко 27 лет работал как самостоятельный и самобытный художник (его наследиесоставляет 180 завершенных картин, около 400 этюдов и более 100 рисунков).

Учителемрисования (в Киевской рисовальной школе, затем — в Киевском политехническом институте;кроме того, был организатором первого в Киеве государственного художественного училища)он проработал 32 года. «Он всегда носил с собой маленькую шкатулку с холстом, кистямии красками, и альбомчик с карандашом», — писала в воспоминаниях о муже АлександраПимоненко. Художник ни на мгновение не переставал работать, реализуя себя, свойталант. Современники вспоминали, что это наполняло его печальную душу постояннойрадостью.
Екатерина Усачева
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика