Говорит Эмир Кустурица: «Христианин должен смотреть на мир философски и пытаться сделать его более гармоничным. Без этого — никуда. Потому что христианин — это человек, чья добрая воля проявляется в каждом поступке. Он старается сделать гармоничным все, с чем соприкасается. Это особенно важно, если он владеет таким колоссальным по силе воздействия инструментом, как искусство. И уж тем более, если это искусство — кино.
Я должен делать христианское кино — в этом моя миссия. Христианское кино должно исцелять души людей. В нем должно быть особое отношение к каждому зрителю. Не как к потребителю. Нужно, чтобы, посмотрев твой фильм, люди начинали обнимать друг друга, испытывали счастье, сердечную радость. Радость от полноты бытия. Не в этом ли эстетический смысл человеческой жизни? Надо помочь человеку освободиться от страхов, чтобы он, пройдя через катарсис, мог сказать: «Жизнь, полная трудностей, стала легче». Если ты христианин и цель твоего творчества — сделать человека счастливым, твой фильм, как инструмент, поможет выполнить задачу твоей жизни.

Наверное, время от времени в картине может «прочитываться» какой-то христианский сюжет. Бывает, что режиссер явно касается определенной церковной темы или отсылает зрителя к какой-то библейской истории. Но проблема здесь в другом: большинство сегодняшних фильмов никак не касаются смысла человеческого существования. А значит, они заведомо не могут быть христианскими. Более того, можно откровенно назвать их языческими.

Сегодняшнее кино делится не на христианское и нехристианское, а, скорее, на коммерческое и некоммерческое. Современная цивилизация — то есть рынок — нуждается лишь в тех картинах,которые пойдут на ура у публики. При этом считается, что публика любит кино развлекательное, которое, по определению, никак не затрагивает центральные моменты человеческой жизни.

Однако если та или иная лента к этим темам все же обращается, она становится христианской. По одной простой причине: она дает людям повод задуматься над вопросами «кто есть человек?» и «зачем я живу?». А эти вопросы — сущностно христианские. Необходимо понимать: когда мы говорим о Церкви, то ведем речь об основополагающих моментах человеческого бытия — о вечной Жертве Христа, следовании за Христом и самопожертвовании ради уподобления Христу. Это находит отклик в душе каждого человека. А значит, кино должно обращаться к этим темам. И вообще, связь религии и кинематографа, как мне кажется, определена самой природой последнего.

Кино — вид искусства, а искусство и религиозный способ познания мира очень близки. Поэтому, когда снимаешь кино, пытаясь строить его на серьезной основе, ты, так или иначе, касаешься вопросов жизни и смерти, то есть — религиозных вопросов».
По материалам журнала «Фома в Украине»

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика