До 1712 г. в этом районе располагался Вознесенский женский монастырь. Последней игуменией монастыря была Магдалина Мазепина — мать гетмана Ивана Мазепы. Однако при Петре І монастырь упразднили, а инокинь перевели во Флоровский монастырь на Подоле…
ОСНОВАНИЕ ОБЩИНЫ
Учредительницей Свято-Введенской женской общины (а потом и монастыря) на Печерске является Матрона Александровна Егорова. Она была замужем за капитаном И. Егоровым, который погиб во время Крымской войны 1853–1856 гг. Матрона Егорова также принимала участие в Крымской кампании, получила ранение, трудилась в госпитале Севастополя.

С 1856 г. проживала в Киеве. В 70х годах XIX в., благодаря поддержке митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольського) и митрополита Киевского и Галицкого Филофея (Успенского), она получила разрешение на создание женской общины, которая была официально утверждена указом от 4 марта 1878 г., подписанным императором Александром ІІ.
За свою подвижническую деятельность М. Егорова снискала большое уважение. Незадолго до смерти (9 марта 1878 г.) в Санкт-Петербурге она приняла монашеский постриг с именем Димитра. 

13 марта была временно похоронена в «палатке» при Федоровской церкви Александро-Невской Лавры. 8 августа 1887 г. ее тело было перевезено в Киев и положено в погребальном храме основанной ею общины. В память об основательнице обители дважды в году — 9 / 22 марта и 26 октября / 8 ноября — в этой церкви совершались торжественные службы в присутствии церковных иерархов. В 1960 г., после закрытия монастыря, ее останки были перезахоронены на Зверинецком кладбище. 21 августа 1996 г. мощи монахини Димитры были перенесены в восстановленный храм и положены в беломраморный саркофаг.

Для создания религиозной общины М. Егорова приобрела несколько сопредельных усадеб, в которых должны были разместиться насельницы общины и вспомогательные службы. Среди усадеб, расположенных в этом районе, были: дом вдовы протоиерея О. Ремизовой и жены чиновника Г. Проценковой; усадьба с домом и садом надворного советника Я. Язева; усадьба купчихи С. Станковой и московского купца Г. Смирнова; дом поручика М. Голубовского (позднее особняк войта Рыбальского).

Большую помощь для развития общины Матрона Егорова получила от митрополита Киевского и Галицкого Филофея (Успенского) еще во времена его пребывания на Киевской кафедре. После перевода на Санкт-Петербургскую кафедру он не только духовно окормлял общину, но и поддерживал ее материально.

Площадь территории, которая принадлежала общине, составляла около 2390 квадратных саженей. На улицах Московской и Рыбальской расположились ее дома с флигелями. Община находилась неподалеку от Киево-Печерской крепости, и в связи с этим возникли трудности со строительством церкви. Военное ведомство выдвинуло условие, согласно которому не допускалось сооружение капитальных зданий на расстоянии пушечного выстрела от крепости. Поэтому храм построили в краеугольной части реконструированного особняка войта Рыбальского.
СТАНОВЛЕНИЕ
Община продолжала расширяться и строиться. Дома были приспособлены под келии для сестер, госпиталь, трапезную, швейную мастерскую и хозяйственные службы. Богослужение совершалось каждый день строго по церковному уставу. Основательница хотела, чтобы община стала центром духовного просвещения и благочестия. Сама М. Егорова свято чтила и соблюдала монашеские обеты, служила нуждающимся, обездоленным и больным. В скором времени после смерти М. Егоровой, начальницей Свято-Введенской религиозной женской общины была назначена монахиня Евфалия (Лебедева).

В 1880–1890-е гг. общиной проводились масштабные строительные работы. Положение укрепляли пожертвования от жителей Киева и других городов. Среди благотворителей была и учредительница Покровского женского монастыря в Киеве, великая княгиня Александра Петровна (Романова).

В 1880–1881 гг. возведен трехэтажный кирпичный дом, в котором разместились просфорня, хлебная, амбар, кухня, трапезная и келии. К его западной стороне был пристроен двухэтажный кирпичный корпус. Здесь содержались баня, дворницкая, кучерская и конюшня.

С. Девицкая, дворянка Полтавской губернии, на свои средства соорудила для общины двухэтажный кирпичный флигель на улице Московской (1882). На первом этаже размещались: больница для монахинь, аптека, комната для прислуги; на втором жили начальницы общины и игумении монастыря. По проекту архитектора В. Николаева возведена трехъярусная надвратная колокольня в неорусском стиле (снесена в 1930-е гг.), увенчанная шатровым куполом с маковкой и крестом (1882). Так был оформлен въезд в усадьбу со стороны улицы Рыбальской. В первом ярусе колокольни находились въездные ворота, а также часовня. При реставрации в 1892 г. мастера киевской фирмы братьев Шатровых украсили ее.

А во дворе вдоль улицы Рыбальской, по благословению Киевского митрополита, соорудили галерею, которая со временем была застроена. Военный инженер А. Середа надстроил второй этаж над флигелем на улице Московской — в нем разместилась монастырская гостиница для богомольцев (1885). В 1891 г. община приобрела у дворянки Т. Навроцкой усадьбу (на улице Резницкой) с двухэтажным кирпичным домом (не сохранился). На то время общине принадлежали восемь кирпичных и деревянных домов, а также большой фруктовый сад. Количество монахинь, послушниц и опекаемых составляло более 110 лиц.

30 апреля / 13 мая 1901 г. согласно Указу Святейшего Синода община была преобразована во Свято-Введенский женский монастырь, который возглавила игумения Клеопатра (Пономарева). С первого дня открытия монастыря здесь ежедневно звучал звон колоколов, извещавший киевлян о начале богослужения. Храм был всегда заполнен верующими. Мать игумения в праздничные и торжественные дни лично встречала гостей в монастырской трапезной. Кушали в то время деревянными ложками из деревянных чашек. В церкви всегда работали книжная и иконная лавки, и верующие, приобретая духовные книги, находили в них слова утешения и наставления.

При обители была открыта церковноприходская школа, в которой имели возможность бесплатно учиться до 50 девушек. Во время революции 1917 г. школа была передана в ведение городского общественного правления, а в одной из ее комнат потом содержалось начальное училище. Территория обители тогда состояла из четырех связанных между собой дворов, но один участок на улице Резницкой не имел общих границ с площадью монастыря.
ВРЕМЕНА ИСПЫТАНИЙ
После октябрьского переворота для монастыря настали трагические времена. 28 января 1930 г. президиум Киевского горсовета постановил выселить лиц нетрудовых категорий из национализированных домов, в том числе и из Свято-Введенского женского монастыря. Так были выселены 142 монахини.

После закрытия монастыря колокольня была разобрана, другие здания заняты под общежитие и различные учреждения (1934). В 1937 г. на месте бывшего монастырского сада на улице Рыбальской построено здание средней школы и музыкального училища.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
В ноябре 1941 г. обитель восстановила свою деятельность. После освобождения города от немецких оккупантов монахини работали в организованном здесь военном госпитале. В 1961 г. монастырь был закрыт вторично. Помещение передали Печерской районной больнице и другим организациям.

В 1990-х гг. здесь начал действовать филиал Музея истории г. Киева. Было восстановлено здание, в котором находилась церковноприходская школа. В 1992 г. монастырский храм на улице Московской возвратили Украинской Православной Церкви, и с 15 июня 1992 г. в нем стали совершать богослужения.

Икона Божией Матери
«Призри на смирение».
 Свято-Введенский мужской
монастырь, г. Киев
23 ноября / 6 декабря 1996 г. обитель была преобразована во Введенский мужской монастырь. Его святыней стала чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение». Эта икона XIX в. — список с одноименной чудотворной псковской иконы 1420 г., празднование которой совершается 29 сентября.

Во Введенский храм икону передала схимонахиня Феодора, хранившая ее 55 лет. А 1 августа 1993 г. лик Богородицы с Младенцем чудесным образом отпечатался на стекле, которое прикрывало икону и не затрагивало ее.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Комплекс зданий монастыря не приобрел черт единого ансамбля, присущих старинным монастырям, поскольку формировался в пределах жилого квартала и в сложных условиях. В него вошли разные по стилю здания, не объединенные общим композиционным замыслом. Значительную историко-архитектурную ценность имеют два сооружения: главный дом — особняк киевского войта Рыбальского на улице Московской и прибыльный дом на той же улице, приобретенные учредительницей Свято-Введенской общины М. Егоровой.

Между 1876 и 1879 г. была осуществлена перестройка дома с устройством (вместо зала) церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь была освящена 14 ноября 1878 г. митрополитом Киевским и Галицким Филофеем (Успенским). К тому времени монументальной живописью был оформлен только свод храма. Украшением церкви был позолоченный иконостас, изготовленный в Санкт-Петербурге мастером И. Пошехоновым.

(Петербургские мастера писали и иконы для храма.) Кроме Царских врат иконостас имел шесть секций, отделенных одна от другой столбами, которые поддерживали тонкий орнаментный антаблемент. Над Царскими вратами с подковообразным завершением был установлен картуш сложного силуэта с изображением «Тайной Вечери». Царские врата были оформлены скромнее, их створки имели два небольших живописных изображения Архангела Гавриила и Богоматери. Нынешний иконостас храма был создан в 1992 г. и выполнен в русском стиле.

В храме находятся Богородичные иконы «Призри на смирение», «Одигитрия» и др. Стены украшают росписи с изображениями угодников Божиих: царя Давида, Иоанна Крестителя, Алексия, Михаила и Константина, апостолов Варнавы, Варфоломея и Андрея Первозванного, пророков Исаии, Ионы и Илии. Внутри церковь украшена гипсовыми рельефами с изображениями Христа и Богоматери, а также святого Вонифатия.
РЕСТАВРАЦИЯ МОНАСТЫРЯ
В 1999 г. главное помещение храма было несколько перепланировано согласно разработанному проекту реставрации, которым предусмотрено и восстановление колокольни. Храм оформлен в стиле классицизма. Композиционным акцентом сооружения является краеугольный объем церкви-ротонды, перекрытой куполом с маковкой и золоченым крестом. В обрамлении бывшего дома войта Рыбальского прослеживаются некоторые архитектурные черты старой Киево-Печерской крепости. Здание кирпичное, двухэтажное. Внутри гранитные ступеньки ведут в подземную часть — усыпальницу монахини Димитры (М. Егоровой) и одновременно храм во имя великомученика Димитрия Солунского.

Высоко на стене, над ступеньками, вмонтирована мраморная плита с позолоченной надписью, указывающей имя и годы жизни основательницы общины. К зданию прилегают келейные помещения. Входы в дом — со стороны двора, а также со стороны улицы Рыбальской. В здании также расположены служебные помещения и приемная монастыря.

Киевские художники-реставраторы проводили работы по восстановлению живописи Введенского храма. В главном храме написаны новые композиции. Осуществлен ремонт нижнего храма, в котором разместили иконы. Дома, которые принадлежали монастырю, теперь используют разные организации.

Современный Введенский монастырь поддерживает добрую традицию: чудотворную икону Божией Матери «Призри на смирение», по просьбе верующих и по благословению Священноначалия, доставляют в епархии УПЦ для молитвенного поклонения, а в монастырь с той же целью прибывают иные чудотворные иконы (Почаевская, Касперовская, Боянская и др.). Дело, начатое Матроной Егоровой, продолжает жить. Монастырь, созданный ею, выдержал множество трудностей, но, как и прежде, служит людям.
Лев Кудрявцев
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика