Родившись на Черниговской земле, свое детство праведник провел в местечке Березань Полтавской губернии. Со временем отрок отправился постигать богословскую науку в Киев. (Тогда в Киевской духовной академии также обучались два будущих столпа Православия — святители Иоасаф Белгородский и Павел Тобольский.) Закончив учебу, Стефан Кристалевский (таким было мирское имя будущего святителя) в 1730 г. принял монашество с именем Софроний в Красногорском Преображенском монастыре.

В ночь после пострижения он находился в Покровском храме обители. Тогда же праведник услышал голос, предсказавший его будущее служение: «Когда будешь епископом, построй храм в честь Всех святых». Уже через два года, в 1732 г., святой принял сан иеродиакона, а затем — иеромонаха. Хиротонии состоялись в Софийском соборе Киева. 

Некоторое время Софроний нес послушание эконома в архиерейском доме Переяславского владыки, а в 1735 г. был отправлен в Санкт-Петербург, где два года выполнял поручения архиерея. На благочестивого иеромонаха обратили внимание и приняли в число братии Александро-Невского монастыря. В 1746 г. будущий святитель стал наместником обители и нес это послушание более семи лет. Себе в помощники он пригласил своего земляка и друга иеромонаха Синесия. За это время отец Софроний уделил особое внимание благоустройству монастыря, организации учебного процесса в местной семинарии и комплектации ее библиотеки.

В 1747 г. самая большая по территории Иркутская епархия осиротела. Шесть лет кафедра была вдовствующей. Наконец в 1753 г. указом императрицы Елизаветы Петровны на Иркутскую кафедру был назначен иеромонах Софроний. В том же году в Успенском соборе Московского Кремля праведник принял архиерейский сан с титулом епископа Иркутского и Нерчинского. Святителю предстояло непростое служение. 

Прежде чем отправиться в путь, владыка Софроний поехал в Киев, чтобы испросить благословение у мощей Киево-Печерских угодников. Одновременно праведник стал искать себе образованных и духовно опытных сотрудников для предстоящего подвига. В 1754 г. святитель прибыл в Иркутск. Очень скоро он принялся за преобразования: назначил наместниками местных обителей людей с большим жизненным и духовным опытом, обязал местное священство обучать своих детей Часослову, Псалтири, пономарскому делу. 

Владыка особенно много времени уделял просвещению местного населения, нравственному возвышению паствы, благоговейному служению священства, повсеместно внедрял уставное богослужение. Своему другу, иеромонаху Синесию, праведник благословил нести послушание архимандрита Вознесенского монастыря, где тот прослужил последние 33 года своей жизни. 

Нам также известны и некоторые личные подвиги святителя Софрония. Большую часть ночи он проводил в молитве, спал на полу, пищу употреблял самую простую. В связи с ухудшением здоровья владыка обратился в Синод за благословением уйти на покой. Но с ответом медлили. В 1771 г., на второй день Светлой седмицы, Божий угодник скончался. 

Так сложилось, что его останки не предали земле сразу: шесть месяцев тело находилось в Казанском приделе Богоявленского собора Иркутска. За все это время останки не подали признаков тления, что стало началом почитания епископа Софрония как святого. Нетленные мощи праведника были освидетельствованы в 1874 г. А на Поместном Соборе 1918 г. Иркутский владыка был канонизирован.

Подготовил Андрей Гор
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика