В Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике к визиту Святейшего Патриарха Кирилла откроется выставка, посвященная легендарному кресту Сергия Радонежского.
Этот крест стал символом благословения преподобного на победу православного воинства над ордынскими захватчиками.

В 1240 г., во время нашествия хана Батыя, пал Киев. Земли Древней Руси оказались под монголо-татарским игом. Почти полтора века славянские народы не могли подняться на освободительную борьбу против Золотой Орды. В 1380 г. это удалось сделать князю Дмитрию Донскому.

Благословенный крест Сергия Радонежского является свидетелем тех исторических событий. На ручке креста сохранилась надпись: «Симъ крестомъ благословил преподобный игумен Сергий князя Димитрія на погана царя Мамая и рек: Симъ побеждай врага. В лето (год) АТП (1380) Августа КЗ (27) дня».

Никоновская летопись сообщает, что перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской пришел за благословением в Сергиев монастырь, и преподобный Сергий Радонежский дважды благословил его, вдохновляя на борьбу за свержение ига ордынских ханов.

Преподобный вначале благословил лично князя после совместной трапезы в монастыре. Второй раз он благословил Дмитрия Донского, двух иноков, которые шли на битву, а также князей, бояр, воевод, пришедших за благословением в Сергиев монастырь перед походом на Мамая.

На войну против Золотой Орды выступило большинство русских земель. Князь Московский Дмитрий Донской возглавил объединенное славянское войско.

8 сентября 1380 г. войска Золотой Орды были разгромлены на поле Куликовом, а сам Мамай бежал.

Эта блестящая победа имела огромное значение в жизни всего славянского народа, ведь она развенчала ложное представление о непобедимости ордынцев.

Несмотря на то что Куликовская битва еще не привела к полному освобождению от «проклятого ига», но она нанесла тяжелейший удар по Золотой Орде и усилила роль Московского княжества в объединении русских земель в их борьбе за независимость от ордынских ханов.

Лишь в 1478 г. Русь перестала платить дань Орде. Осенью 1480 г., после битвы на р. Угре, было свергнуто более чем двухвековое ордынское иго.

В годы царствования Ивана IV Грозного серьезной преградой для развития торговли со странами Средней Азии, Кавказа и Сибири было Казанское ханство — часть бывшей Золотой Орды. Оно осуществляло грабительские набеги на русские земли и постоянно захватывало в плен славянское население.

В 1552 г., после тщательной подготовки, войско во главе с Иваном Грозным подошло к Казани и начало осаду города. В Казанский поход царь взял крест Сергия Радонежского как благословение преподобного на битву с потомками ордынцев.

Летопись сообщает: «И как государь вышел на луг против города (Казани) и велел государь хоругви христианские развертети, спречь знамена, на их образ Господа нашего Іісуса Христа нерукотворенній, а поверх водружен животворящий крест, иже был у прародителя его Государя нашего достохвального князя Димитрія на Дону».

После общего штурма 2 октября 1552 г. Казань была взята. Казанское ханство перестало существовать.

Царь Иван Грозный украсил деревянный благословенный крест преподобного Сергия Радонежского серебряным окладом фряжской (швейцарской) работы и славяно-русскими накладными бляхами с изображением Распятия.

В 1612 г., в Cмутное время, оклад креста был поврежден. Позже крест Сергия Радонежского оказался на юге России, а в ХIХ в. он находился в коллекции французского инженера Траншера.

В 1874 г. Траншер продал свою коллекцию за три тысячи рублей бывшему городскому голове Киева Павлу Павловичу Демидову, который принял титул князя Сан-Донато, пожалованный ему итальянским королем. Демидов перевез коллекцию и крест Сергия Радонежского в Италию. 

В 1885 г. он продал княжество Сан-Донато вместе со всем имуществом. Коллекцию церковной старины и крест преподобного Сергия Радонежского приобрел местный католический монастырь.

Жена П. П. Демидова — Елена Петровна Демидова, княжна Сан-Донато, — переживала, что православные реликвии находятся в руках католических монахов. Она выкупила эти святыни и передала их в декабре 1888 г. в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии, сопровождая их формальной дарственной записью.

Крест преподобного Сергия Радонежского вызвал восхищение и огромный интерес среди членов Церковно-археологического общества. В то же время возникло предположение, что надпись на кресте фальсифицирована.

В 1889 г. в присутствии великого князя Петра Михайловича ученые А. В. Прахов и Н. И. Петров провели исследование креста Сергия Радонежского. Они сняли серебряный оклад креста, а на нем обнаружили печать мастера Мюллера, которую эксперты датировали концом ХVI в.

Исследователи пришли к выводу, что благословенный крест появился не позднее царствования Ивана Грозного.

Профессор Киевской духовной академии В. З. Завитневич в 1888 и 1890 гг. подготовил два реферата, где собрал все летописные и письменные сведения о кресте, которым Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского. Завитневич пришел к выводу, что поступивший в Церковно-археологический музей благословенный крест может быть подлинным.

Крест преподобного Сергия Радонежского с 20-х гг. ХХ в. хранится в фондах Киево-Печерского заповедника. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в Уфу, а в 1947 г. вновь возвращен в фонды Заповедника.

В 1987 г. крест преподобного Сергия Радонежского был отреставрирован в Центре реставрации и экспертизы Национального Киево-Печерского заповедника реставратором И. Игуменовым. Такова история этой реликвии.

Благословенный крест преподобного Сергия Радонежского является символом доблести, чести и славы славянского воинства.

Увидеть эту святыню Вы сможете на выставке, которая откроется 25 июля в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.
Алла Бартош,
заведующая сектором
научно-исследовательского
отдела истории КПЛ
Национального Киево-Печерского
историко-культурного заповедника

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика