В живописном уголке неподалеку от г. Батурина (Черниговская обл., Нежинская епархия) на берегу р. Сейм уединенно расположился Батуринский Николаевский Крупицкий монастырь, привлекающий сердца паломников не только из разных регионов Украины, но и из других стран. Сегодня обитель возродилась из руин.
Батуринский Николаевский Крупицкий монастырь находится возле с. Осич Бахмачского р-на. Вероятнее всего, монастырь возник еще в домонгольское время и располагался где-то в километре к западу от нынешнего монастыря, среди леса и болот. То место называют «скиток». 

В северо-западной части скита и ныне есть курган, на котором в давние времена явился образ святителя Николая. В память об этом и был основан монастырь, названный Николаевским. А Крупицким стал он потому, что на этом же месте во время татарской осады жителям окрестных сел и монахам, которые скрывались здесь и страдали от голода, посыпалась крупа с неба. В середине XIII в. обитель была разрушена и восстановлена только в начале XVII в. 

Расцвет монастыря начался с 1669 г., когда Батурин стал столицей Гетманщины. На его развитие жертвовали гетманы и казацкая старшина. Поэтому монастырь был очень богатым — села, земли, производства, леса, луга, озера, переправы через реки. Здесь существовала большая библиотека. Среди книг особо чтимой была Острожская Библия (1581).

С монастырем связана деятельность святителя Димитрия Ростовского. В 1682—1683 и 1686—1692 гг. он был игуменом монастыря. Владыка любил местный уют и построил келию, где в 1690—1692 гг. работал над созданием «Четий-Миней». Благодаря ему Иван Мазепа передал в дар монастырю из батуринской казны частицу мощей великомученицы Варвары. В 1683 г. святая Варвара явилась во сне святителю. 

Узнав о пребывании частицы мощей святой Варвары в Батурине, Димитрий Ростовский попросил разрешения у гетмана Ивана Мазепы и 15 января 1691 г. торжественно перенес святыню в Крупицкий монастырь. Святитель ввел традицию по вторникам совершать великомученице молебен. В 1680 г. был освящен главный храм монастыря — Свято-Николаевский собор. Он был построен в византийском стиле, имел пять куполов, а внутри — пятиярусный резной позолоченный иконостас. Долгое время это было единственное каменное строение монастыря.

После Батуринской трагедии 1708 г. монастырь был сожжен войсками во главе с А. Меншиковым, а настоятель монастыря архимандрит Гедеон (Одорский) сослан на Соловки. Восстанавливаться монастырь начал с 1740-х гг. Помогали обители и императрица Елизавета и последний гетман Украины Кирилл Разумовский. 

До 1803 г. монастырская церковь в честь Преображения Господня была деревянная. В 1804 г. был освящен новый каменный Свято-Преображенский храм. В 1823 — 1825 гг. строится новая каменная колокольня. Но построена она была очень некачественно, поэтому позже ее разобрали, возведя взамен другую, которая пережила остальные сооружения монастыря. На колокольне разместили семь колоколов, самый большой из которых весил 100 пудов. В 1834 г. был построен игуменский корпус.

Монастырь жил спокойно и размеренно, пока в 1922 г. его не закрыли. Колодец был засыпан мусором и различным хламом. В игуменском корпусе действовала школа, а впоследствии — администрация местного колхоза. Здания не ремонтировались и постепенно разрушались. В 1930-е гг. дошла очередь и до храма на скитке — его также разобрали. Во время Великой Отечественной войны колокольню дважды пытались взорвать — сначала советские войска, потом немецкие. Но постройка чудом уцелела.

Разрушенные стены, горы мусора, заросли кустарников — такой в конце 90х гг. прошлого века увидели обитель монахини Дорофея и Афанасия из Черниговского Свято-Успенского Елецкого монастыря, приехавшие восстанавливать святыню по благословению епископа Черниговского и Нежинского Антония. Сначала они спали прямо на полу в помещении бывшей школы, где нашли две сухие комнаты с печкой. 

С тех пор в монастыре возобновились регулярные богослужения. Статус монастыря был возвращен обители 30 мая 2000 г. На сегодняшний день восстановлены Спасо-Преображенский храм и келии сестер. Великолепные росписи в храме и иконостас сделали мастера из Западной Украины. Сейчас ведутся работы по восстановлению колокольни. В обители всего пять монахинь и изредка приходят несколько послушниц, которые трудятся от рассвета до позднего вечера. Жизнью обители мудро руководит игумения Дорофея (Хохлова).

В храме монастыря хранятся святыни — ковчег с частицами мощей святителя Николая Мирликийского и еще 20 угодников Божиих. Особо почитают православные верующие местночтимый чудотворный образ святителя Николая. До 1812 г. святыня находилась в малой Николаевской церкви на скитке — то есть на первоначальном месте существования обители, а затем была перенесена в монастырь. 

После революции икону удалось спасти местной жительнице, спрятавшей ее в сундук. Только в 2001 г. образ вернули в монастырь. С того времени фиксируются сотни случаев исцеления больных по молитвам у этой иконы. Люди излечиваются от таких тяжелых недугов, как рак, паралич, слепота, бесплодие. Есть в монастыре еще одна святыня — Меленский образ Божией Матери. Икона занесена в каталог чудотворных икон в начале XIX в.

Сейчас монастырь является экскурсионным объектом и охраняется государством (занесен в Реестр недвижимых памятников национального значения Национального историко-культурного заповедника «Гетманская столица»). Добраться до Батурина не очень сложно: сначала по железной дороге до станции Бахмач или Конотоп, а оттуда автобусом до с. Осич. В монастыре будут искренне рады всем паломникам, помощникам и туристам.
Екатерина Дзекун,
научный сотрудник
НИКЗ «Гетманская столица
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика