Он должен вести их по семейной жизни, чтобы сила его молитвы и забота чувствовались в этой семье. Когда священнослужитель знает своих прихожан по имени, знает, чем живут эти люди, есть ли у них в семье благополучие, мир, взаимопонимание, любовь, то ему легче будет отвечать перед Господом.
На вопросы «Церковной православной газеты» отвечает викарий Киевской Митрополии епископ Васильковский Пантелеимон, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам семьи.
— Ваше Преосвященство, как часто в Киевскую Митрополию обращаются с прошениями о расторжении брака, освященного Церковью? И какова динамика таких обращений?
— Полагаю, что те пары, которые вступают в благословенный Богом союз, все-таки все более серьезно и ответственно относятся к несению креста семейной жизни. Это во-первых. Во-вторых, сейчас уже каждый священнослужитель проводит перед совершением Венчания беседы с людьми, готовит их к этому Таинству — не как к обряду, не как к дани моде, не как к красивому действию, а как к началу того способа жизни, в котором двое становятся одной плотью (см.: Быт. 2: 24) и малой церковью. 

Думаю, поэтому и уменьшилось количество церковных разводов: в 2009 г. было примерно 2400 обращений в Киевскую Митрополию за благословением на второй брак, в 2010 г. — на 800 меньше. Второй брак благословляется Церковью не как норма, а как исключение.

— По каким причинам чаще всего обращаются с вышеупомянутыми прошениями?
— Люди приходят с осознанием, что они не хотят ощущать духовную зависимость от того человека, с которым разошлись. А причины разводов разные. В первую очередь — это прелюбодеяние, супружеская измена, из-за которой утрачивается доверие. Вторая причина — это пьянство, когда, например, мужья отдают себя в плен этому недугу, и никакие вразумления, попытки посодействовать излечению со стороны жены не принимаются. 

Третья причина — это нежелание иметь детей: люди, сочетаясь браком в возрасте 20-25 лет, хотят, прежде всего, пожить для себя, в свое удовольствие, реализовать свой потенциал в плане получения материальных благ, забывая о примере наших предков, которые полагались на волю Божию и рождали столько детей, сколько Господь давал. Среди причин распада семей можно упомянуть еще такие социальные недуги, как наркомания, нежелание одного из супругов работать (тунеядство). Гораздо реже речь идет о психических расстройствах.

— Насколько важную роль, на Ваш взгляд, в разрушении семей играют банальные семейные конфликты? Соответствует ли истинному положению вещей пословица «милые бранятся — только тешатся»?
— Если человек бережет мир Христов в своей душе, то не сможет поколебать этого мира в сердце другого человека. К сожалению, очень часто люди не признают семейные конфликты грехом, нарушением правды Божией, не прибегают к помощи Божией в минуты искушений и испытаний, не просят у Господа вразумления, поэтому возникают гнев, злоба, непримиримость. Хотя эти люди, наверное, в то же время читают слова молитвы «Отче наш», где содержится прошение «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»…

Но если в семье — ненависть, раздражительность, нетерпение, если люди не готовы простить друг друга, то и Господь не простит. Люди, которые прошли хоть какую-то школу воцерковления, понимают, что нельзя пренебрегать утренними и вечерними молитвами (в том числе и сoвместными), постом, что все это — средства для счастливой и благополучной супружеской жизни.
— Что, по Вашему мнению, должен делать священник, чтобы сберечь целостность той или иной семьи?
— Полагаю, что в отношении Таинства Венчания ни один священник не может быть требоисполнителем. Если он готовил людей к бракосочетанию, то должен вести их по семейной жизни, чтобы сила его молитвы и забота чувствовались в этой семье. 

Когда священнослужитель знает своих прихожан по имени, знает, чем живут эти люди, есть ли у них в семье благополучие, мир, взаимопонимание, любовь, то ему легче будет отвечать перед Господом, сказав: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи» (см.: Ис. 8: 18). Большинство священнослужителей — представители белого духовенства, которые сами знают семейную жизнь изнутри, в связи с чем им легче находить общий язык с семейными парами, содействовать их духовной жизни.

Если в семье возникают какие-то недоразумения, конфликты, священнослужитель должен попытаться вызвать супругов на откровенный, доверительный разговор, предварительно помолившись ко Господу и попросив у Него вразумления, какими словами обратиться к этим людям. Кроме того, следует прибегнуть за молитвенной помощью к святым покровителям семейной жизни, среди которых — благоверные Петр и Феврония, мученики Гурий, Самон и Авив, святые царственные страстотерпцы.
— А о чем следует помнить супругам, которых постигло искушение враждой или даже посещает желание развестись?
— В первую очередь, надо помнить о том, что на семейную жизнь им дали благословение родители, и если дети не оправдают их доверия, то какой болью это отразится в их сердце?! Во-вторых, следует помнить о том, что у семьи есть ангел-хранитель, испрашиваемый для нее в чине Таинства Венчания. 

И для предотвращения искушений, соблазнов надо призвать ангела-хранителя семьи в помощь. В-третьих, супругам надо помнить о том, что в свое время они добровольно пришли в храм с искренним желанием получить Божие благословение на брак, соединиться в единую плоть. Очень важно также помнить о том, что грех расторжения семьи откладывается печатью гнева Божия в последующих поколениях.

Надо не забывать и о том, что если в этих семьях есть дети, то, повзрослев, они посмотрят в глаза своим родителям и зададут вопрос: «Почему вы не сохранили семьи?». И что тогда ответить?.. Помня слова «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6) и глубоко укоренив их в своем сердце, каждый из супругов сможет достойно пронести крест семейной жизни, чтобы и на земле, и на небе быть вместе.
Беседовал Михаил Мазурин
Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности.

Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории.
Из «Основ Социальной концепции УПЦ».
Раздел X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика