В церкви нас ждал наместник — иеромонах Агафон — очень приветливый, спокойный, искренний человек. Паломники помолились перед мироточивой иконой Саввы Освященного, поставили свечи в пещерном храме. Затем в трапезной, расположенной в скале, нас угощали душистым горным чаем и прекрасным персиковым вареньем. Завязалась непринужденная беседа с отцом наместником. Паломников удивляло, как можно и в наши дни жить в пещерах, без каких-либо бытовых удобств.

ЦЕЛИТЕЛЬ ДУШИ И ТЕЛА
Свято-Троицкий женский монастырь расположен в центре Симферополя. Там, в Свято-Троицком соборе, построенном в 1796 г., находятся две великие святыни — чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая» и мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), от которых люди получают исцеление.

В 2001 г. из Греции привезли серебряную раку для мощей: греки почитают крымского святителя, т. к. многие исцелились по молитвам к нему. Сейчас в Украине, России, Греции построено много храмов во имя святителя Луки Крымского.

Белоцерковские паломники имели возможность помолиться святителю Луке, приложиться к мощам; священник помазал всех елеем от лампады над мощами.

Как нам стало известно, именно в этом соборе служил архиепископ Лука, проповедовал Слово Божие людям. Хирург от Бога, доктор медицинских наук, профессор, святитель Лука всегда утверждал: «Блажен тот врач, который лечит не ради прибыли, а от сочувствия к больному!».

Паломники с интересом осмотрели музей святителя Луки, расположенный на территории монастыря. В экспозиции есть его личные вещи: медицинский инструментарий, рукописи и научные труды. Экскурсовод рассказала нам о важнейших моментах жизни святителя. А она была нелегкой — 11 лет в заключении и ссылке, но верность Церкви Христовой и твердость духа он хранил всегда.

В последние годы жизни святитель Лука ослеп, но воспринял это смиренно, как волю Божию. Он прожил 84 года и почил в Симферополе в 1961 г.

В 2006 г. Священный Синод УПЦ учредил орден святителя Луки Крымского. Им награждают врачей, ученых, богословов, проповедников веры Христовой за неустанный труд на благо Церкви.
КЕРЧЬ. ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Белоцерковские паломники побывали в этом городе, который считается одним из древнейших в Европе. В следующем году ему исполнится 2610 лет, он является свидетелем многих цивилизаций. Именно здесь родился и принял Крещение святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Город имеет уникальное географическое расположение: здесь встречаются Азовское и Черное моря, пересекаются торговые пути. За Керчь (когда-то она называлась Пантикапей) всегда велась жестокая борьба, не раз она уничтожалась дотла.

Наше внимание привлек величественный храм во имя Иоанна Предтечи, расположенный на берегу моря. Вероятнее всего, он был возведен в VIII–IX вв. (на одной из колонн сохранилась дата — 752 г.). Стены этого крестово-купольного храма украшает уникальная старинная живопись.
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ — ОСТРОВОК БЛАГОДАТИ
Эта святая обитель давно известна. Она расположена в живописном месте, недалеко от греческого села Топлу и отличается своеобразной спокойной красотой. Люди едут сюда отовсюду.

Господь благословил святую обитель тремя целебными источниками. Благодатную силу воды испытывает каждый, кто окунется в купель. Исчезает усталость, прибавляются жизненные силы, словно обновляется весь организм. Некоторые даже исцеляются от болезней.

Три дня мы имели возможность купаться в благодатных водах: раньше вставали утром, позже ложились спать, чтобы использовать для этого каждую свободную минуту.

Два источника — святого Георгия Победоносца и Трех святителей — расположены в лесу. Третий носит имя святой Параскевы и находится на территории монастыря, на месте, где, по преданию, она приняла последние муки.

Святая Параскева родилась в Риме во II в. во времена императора Антонина. Ее родители были благочестивые христиане и свою единственную дочь назвали в честь дня ее рождения — Параскева (по-гречески — пятница). С детства она воспитывалась в духе христианской веры. После смерти родителей Параскева раздала свое имущество бедным людям и стала проповедовать Христово Евангелие народам. 

На Параскеву донесли императору. Тот пытался отвратить ее от веры во Христа, но тщетно. Тогда правитель приказал подвергнуть мученицу пыткам. На ее голову надели раскаленный медный шлем, однако это ей не навредило. Затем Параскеву бросили в котел, наполненный кипящей маслом, тем не менее святая осталась живой. У императора возникло сомнение, действительно ли масло горячее. Он приказал святой Параскеве брызнуть на него жидкостью. Лицо его обварилось, и правитель мгновенно ослеп.

Мучитель стал уговаривать Параскеву вернуть ему зрение. После ее молитвы император снова стал видеть и принял православную веру, а святую отпустил с миром. Она отправилась на евангельскую проповедь в другие страны. Впоследствии именно здесь, в глухом урочище Топлу, Параскева приняла мученическую кончину, а источник забил в тот миг, когда земля обагрилась ее кровью.

Известная икона: святая Параскева держит в руках чашу, а в ней — исцеленные глаза. Считается, что особо помогает она тем, кто имеет проблемы со зрением. В истории монастыря известны случаи, когда даже слепые прозревали, после того как искупались в целебном источнике святой Параскевы.

В 50-х годах XIX в. недалеко от этого источника поселилась болгарская девушка Константина, жившая в соседнем селении Кишлав. Однажды она услышала голос Господа: «Иди и молись в горах!», и после этого семь лет подвизалась в Кизилташской пещере, питалась чем придется, одевалась в лохмотья.

Затем Константина перешла в Топлу и молилась об основании на этом месте женской обители и церкви во имя святой Параскевы. С ней поселились и несколько сестер. Так благодаря стараниям и горячим молитвам болгарки Константины на Крымской земле появились два монастыря — Топловский и Кизилташский.

Белоцерковские паломники побывали в пещере Константины, на месте ее подвига: поражают высокие потолки, весьма ощутима влажность, со стен стекает вода… Для нас трудно понять, как можно жить в таких условиях. Безусловно, подвижница укреплялась сильной молитвой, и душа ее была с Богом.

Топловский монастырь открылся в 1864 г. Тогда здесь было девять насельниц, среди них и Константина. С годами обитель возрастала. Залогом расцвета стал неутомимый труд монахинь. К тому же богатые люди покупали прилегающие земли и жертвовали их обители, имевшей несколько хуторов, леса, пахотные земли, виноградники, пасеки, сады. Относительно последних, монахини сами создали фруктовый сад, который благодаря тщательному уходу и хорошо продуманной оросительной системе стал лучшим на полуострове. Монастырь постоянно участвовал в международных выставках, в частности в Париже, и, как правило, имел большой успех.

На территории монастыря были возведены храмы во имя святой Параскевы и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В 1894 г. началось строительство величественного Свято-Троицкого собора. Он был запланирован двухэтажным: верхний храм рассчитан на 700, а нижний — на 200 прихожан. В раствор строители добавляли яичный белок, и сооружение отличалось особой прочностью.

Когда собор был почти закончен — оставались только внутренние работы — произошла революция. По приказу новой власти собор взорвали. Игумения Параскева (при ней монастырь достиг наибольшего расцвета и духовного подъема), увидев это, умерла от разрыва сердца…

В 1919 г. монастырь был разграблен: забрали серебряные чаши, кресты, иконы, украшенные драгоценными камнями. Монастырь закрыли, а монахинь разогнали. На этой территории начал действовать совхоз с красноречивым названием «Безбожник». Его работники за короткое время полностью развалили монастырское хозяйство, которое десятилетиями создавалось нелегкими трудами монахинь.

Возрождение святой обители началось в 1992 г. Каждый шаг давался с трудом, но молитва и неутомимый труд преодолевали все препятствия. Монастырь восстал из руин, колокола снова созывают людей на богослужение. Сейчас в монастыре проживает 40 насельниц.

Судьба Топловской обители — достойный пример того, что Церковь Христову уничтожить невозможно.
В ГОСТЯХ У БАТЮШКИ АГАФОНА НА ЧИЛТЕР-МАРМАРА
Этот пещерный монастырь расположен в скале, которая возвышается над живописными долинами. Он существовал еще во времена Крымского ханства и является местом молитвенного подвига многих поколений. Из 80 пещерных помещений 56 хорошо сохранились до наших дней.

У подножия горы группу паломников ожидал послушник, который провел нас известными ему тропами к монастырю. Обитель расположена на высоте 450 м над уровнем моря. Она была основана в VI в. Мы видели множество высеченных в скале крестов. Сохранились остатки храмов, домов, емкости для сбора дождевой воды и т. п. Центральное место занимает большой естественный грот, в нем — действующий пещерный храм во имя преподобного Саввы Освященного.

В церкви нас ждал наместник — иеромонах Агафон — очень приветливый, спокойный, искренний человек. Паломники помолились перед мироточивой иконой Саввы Освященного, поставили свечи в пещерном храме. Затем в трапезной, расположенной в скале, нас угощали душистым горным чаем и прекрасным персиковым вареньем. Завязалась непринужденная беседа с отцом наместником. Паломников удивляло, как можно и в наши дни жить в пещерах, без каких-либо бытовых удобств. 

По словам наместника, для этого нужно иметь прежде всего крепкое здоровье, ведь климат в горах особый: повышенная влажность, много плесени и грибков. И все же, как сказал батюшка, «служим, молимся!». Помогают люди из окрестных сел. Трудно возрождать древнюю обитель, возвращать земли, которые ей принадлежали изначально.

В свою очередь отец Агафон посочувствовал нам, людям мирским, которым так нелегко живется сейчас. По его словам, каждый второй из тех, кто поднимается к их монастырю, — душевно больной человек.

В будущем батюшка планирует организовать постоянный прием паломников с проживанием в этой святыне. При монастыре есть целебный источник, купальня. Налаживается свое небольшое хозяйство — выращивают домашнюю птицу, обрабатывают огород. Видели мы и ослиную ферму. Именно эти неприхотливые животные могут пройти узкими горными тропами, перенося большой груз.

По прошествии времени белоцерковчане не раз вспоминали эти святые места, где монастырская жизнь учит нас не ставить превыше всего материальные блага и комфортные условия жизни, а искать прежде Царства Небесного.
КИЗИЛТАШ — ЖЕМЧУЖИНА КРЫМСКИХ ГОР
Урочище Кизилташ расположено на расстоянии 15 км от Судака в живописном месте. Его окружают большие красные скалы, склоны которых покрыты лесами. Отсюда и название — Кизилташ, что по-татарски означает «красный камень». Уникальна местность Кизилташского Свято-Стефано-Сурожского монастыря: к нему нельзя подъехать на автомобиле, поэтому богатые и бедные, старые и малые идут пешком по тропинке. Были времена, когда за день Кизилташскую обитель посещало более 700 паломников.

В этом месте бьет целебный источник, известный с давних времен. Он лечит раны, восстанавливает жизненные силы человека. Наша группа паломников поднялась к источнику, а это 470 м над уровнем моря. Как рассказали насельники обители, в прошлом году приехал к ним поклониться святым местам некий бизнесмен. Случилось так, что когда он поднимался вверх, то упал и сломал ногу. Человек воспринял это как Божий знак и на собственные средства сделал удобные деревянные ступени.

Монастырь основан в 1850 г. Поначалу здесь проживали несколько монахов, возводивших первые здания. Когда настоятелем обители стал игумен Парфений, то кизилташские лесные чащи превратились в цветущие сады. Щедрые урожаи давали огороды и виноградники. Были сооружены церковь, две гостиницы для паломников, сделали пруд. Преподобномученик Парфений трагически погиб от рук татар, с которыми у него были стычки из-за того, что последние вырубали монастырские леса и пасли скот на землях обители.

После революции монастырь закрыли, на его месте образовалась сельхозартель, а затем — детская колония, база отдыха. После Второй мировой войны сюда наведался председатель Специального комитета Л. Берия, и было принято решение создать стратегический секретный арсенал для хранения ядерных запасов Черноморского флота. 

Все, что осталось от монастыря, было взорвано и уничтожено. Грандиозное строительство объекта продолжалось быстрыми темпами — круглосуточно. На военные нужды правительство средств не жалело, курировал работу сам Берия. Глубина и прочность этого объекта под названием «Феодосия-13» была такой, что выдерживала ядерный взрыв, в подземные тоннели заходили спецпоезда.

В 1992 г. ядерные запасы были вывезены, но военный городок существует и поныне. Пройти к святым местам не просто — бывшая секретность так и осталась: за двумя рядами колючей проволоки сейчас находится отряд особого назначения «Тигр». Паломников пропускают по специальному коридору.

В 1997 г., согласно решению Священного Синода УПЦ, был открыт Кизилташский мужской монастырь. Медленно, с большими трудностями он обустраивается. Нашу группу паломников встретил наместник игумен Никон со словами: «Помоги вам Господи найти то, что ищете в паломничестве!». В обители мы видели уникальные вещи — древние святыни полковой церкви: хоругви, которым более 200 лет, полковую плащаницу и др. Главной святыней монастыря считается икона Стефана Сурожского. Здесь также хранятся частицы мощей многих святых. Мы возвращались из Кизилташского монастыря, укрепившись в вере и отдохнув душой.
КОСМО-ДАМИАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Как тут все премудро устроил Господь! Словно великолепную жемчужину, спрятал святую обитель в глубине гор и лесов, назначив этому месту служить здравницей для больных телом и душой. Климат и природный ландшафт этих мест такие же, как на Горе Афон.

Расположен монастырь в центральной части Крымского природного заповедника (территория составляет 44 175 га), основанного для сохранения в неприкосновенном виде природы горного Крыма. Здесь разводят оленей, косуль, куниц, барсуков и т. д. Основные породы деревьев: дуб, граб, сосна.

На территории монастыря находится целебный источник святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. О его происхождении нам рассказывает предание.

Братья Косма и Дамиан жили в III в., были гражданами Римской империи. Овладев врачебным искусством, они успешно исцеляли различные болезни. За бескорыстие и чистоту веры им во всем содействовала Божия благодать.

Во время гонений на христиан римский император сослал их в далекую Тавриду (Крым тогда принадлежал Римской империи). Братья и здесь продолжали исцелять недуги и обращать людей к истинной вере, имея удивительный дар христианского милосердия и любви к больным, и не только к людям, но и к животным. Именно на территории нынешнего Космо-Дамиановского монастыря братья некоторое время жили, вымолив у Бога целебный источник, который до сих пор лечит больных. Святые Косма и Дамиан приняли мученическую смерть — их побили камнями.

Решением Святейшего Синода в 1850 г. на этом месте был основан мужской монастырь. Много усилий к этому приложил архиепископ Иннокентий (Борисов), ставивший целью своей жизни возрождение древних церковных святынь Крыма.

Первые монахи обители — игумен Макарий и монах Игнатий. Они возводили первый храм и жилые постройки. Постепенно количество насельников росло, как и поток богомольцев. Действующий храм в честь Космы и Дамиана, который был оборудован при источнике, стал тесен, поэтому строили большой деревянный. Над источником монахи выстроили часовню, рядом — купальню. Впоследствии появилась церковь в честь Преображения Господня, которую отапливали в зимнее время.

Любили посещать этот монастырь российские императоры Александр III и Николай II. На случай приезда великих гостей, в 1882 г. был построен царский охотничий домик с фонтаном. В честь 300-летия династии Романовых над источником была сооружена каменная часовня, которая уцелела до наших дней.

Согласно решению Святейшего Синода от 1899 г. обитель стала женской. Первая настоятельница — игумения Варсонофия с сестрами из Топловской обители (она была в то время переполнена). Именно на долю этих монахинь выпали времена расцвета и упадка обители.

Тяжелейшие испытания наступили после 1917 г. Монастырь неоднократно грабили, все имущество и ценности забрало государство. Впоследствии Космо-Дамиановский монастырь перешел в собственность Крымского заповедника.

Возрождение монастыря началось с 1994 г., когда архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь на святом источнике совершил первую Литургию.

Вернулись великие святыни — чудотворная икона Космы и Дамиана с частицами мощей и издавна почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. Образ передал в дар обители святитель Лука (Войно-Ясенецкий), получив его от женщины, долгое время хранившей эту икону дома. Обе иконы ныне находятся в братском храме монастыря.

Ежегодно растет здесь количество паломников. Сейчас решается вопрос обустройства гостиницы для богомольцев.

Белоцерковские паломники помолились в монастырском храме, поставили свечи, напились целебной родниковой воды, кстати, самой холодной в Крыму.
ФЕОДОСИЯ
Этот город основали в VI в. до Р. Х. греческие колонисты для расширения территории собственной страны. Слово «Феодосия» в переводе с греческого означает «Богом данная». Первоначально город входил в состав Боспорского царства. Впоследствии здесь хозяйничали римляне, его грабили монголо-татары. При генуэзцах Феодосия достигла наибольшего расцвета. В состав России она перешла в 1774 г. Сейчас ее главной достопримечательностью считается старый город. Именно здесь, на берегу моря, на склонах высокого холма сохранились остатки большой средневековой крепости. Высота ее стен достигает 13 м, а башни — 20 м.

Паломникам открывается великолепная панорама на православные храмы древней архитектуры, небольшие, необычайно красивые. Тут сейсмическая зона, поэтому строили достаточно прочные сооружения — на века.

Ступени, ведущие в храм во имя Димитрия Солунского (XIV в.), уже стерлись, но церковь сохранилась в первоначальном виде. Храм расписывал фресками Феофан Грек, выдающийся мастер иконописи. О нем известно, что день он начинал и заканчивал с именем Господа. Во времена атеизма фрески специально забеливали, но они снова и снова проявлялись. Фрагменты фресок можно видеть и сейчас, их реставрируют, но довольно медленно — ощущается нехватка средств.

Церковь во имя Иоанна Богослова возводили греки, и она отличается особой акустикой. Действующий православный храм в честь Тверской иконы Божией Матери построен в 1348 г. Высокий, светлый, украшенный иконами, выбитыми в камне. Это древняя греческая традиция, большое искусство, ведь вырубить икону значительно труднее, чем написать.

Во время паломничества мы имели возможность наслаждаться прекрасным горным воздухом, тишиной и самое главное — помолиться у древних святынь.
Тамара Зозуленко, член Союза журналистов Украины
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика