Недалеко от Киева, по правой стороне Житомирской трассы, находится село Стоянка, в котором на улице Лесной, в живописном сосновом лесу, впервые за всю историю села возводится православный храм в честь святителя Николая и блаженной Ксении Петербургской.

В беседе с настоятелем храма протоиереем Александром Иценко мы узнали о жизни прихода, с его маленькими, но все же достижениями и большими планами на будущее.
Когда отец Александр учился в шестом классе, он объявил родителям, что станет священником. Никто не был удивлен таким заявлением отрока, поскольку семья была верующей (с Ровенщины) и даже в советское время посещала воскресные богослужения. Дед его, Иван, служил регентом, а мама — певчей хора в церкви во имя Архистратига Михаила, где ребенка и крестили.

Начиная с 1990 г. Александр прислуживал в алтаре, а после окончания школы поступил в Волынскую духовную семинарию, затем продолжил обучение в Киевской духовной академии. В то время академист мечтал о приходе в небольшом селе, но первым храмом, в котором он служил год диаконом и три с половиной — священником, стал храм во имя великомученика Димитрия Солунского в Жулянах (район Киева). 

Затем отец Александр служил в Киевском Покровском храме на Приорке, позднее — в пгт Ворзель, в небольшой церкви во имя преподобного Амфилохия Почаевского при психотерапевтической больнице, а в ноябре 2010 г., в день Архистратига Михаила, протоиерей Александр совершил свою первую Литургию в храме села Стоянка.

Сначала богослужения проходили в вагончике, так как церковь начали строить позднее. В настоящее время построен нижний храм во имя блаженной Ксении Петербургской, где сейчас и совершаются богослужения. Верхний храм, во имя святителя Николая, — пока только в проекте. «Приход небольшой, — рассказывает отец Александр, — но работы непочатый край. 

Вначале на богослужения приходило по нескольку человек. В связи с этим вспоминались слова святителя Иоанна Шанхайского, что «если трое человек собралось в храме, то это уже большое собрание». Старожилы рассказывают, что в Стоянке никогда не было церкви, а в самом селе насчитывалось всего 39 домов. Лишь в конце 1990-х и начале 2000-х здесь стали строить дачи, поэтому, на первый взгляд, село стало большое, но коренных жителей мало. Здесь даже нет школы, и дети вынуждены ездить на учебу в школы соседних селений или в Киев».

Но приход крепнет и постепенно увеличивается. Люди знакомятся, сближаются, помогают друг другу. Этому способствует, прежде всего, Литургия — общее дело. По воскресеньям приезжают из Киева прихожане храма, где раньше служил настоятель. Регент и певчие хора тоже оттуда.

«Радует, — говорит отец Александр, — что к Евхаристической Чаше стало подходить больше детей. Раньше сельские дети вовсе не причащались. Одна маленькая девочка, Анастасия, всегда причащалась, когда приезжала с родителями. И она очень громко и выразительно произносила свое имя у Чаши. Это и послужило хорошим примером для родителей и детей села».

«Сближению людей помогают и чаепития, которые мы организуем совместными усилиями после службы, — продолжает отец Александр. — Кроме того, служим молебны ко дню Ангела. Также мы стали ездить в паломничества. Это помогает лучше узнать друг друга. Уже побывали в Почаевской и Святогорской лаврах, а также в Кулевче на Одесчине. После каждой поездки мы привозим святыни для храма».

Основной своей задачей отец Александр считает духовное просвещение паствы. Люди часто не знают значения основных моментов богослужения. К примеру, зачем священник выходит с Евангелием или что символизирует вынос Чаши. Поэтому после каждой Литургии, во время проповеди, он раскрывает прихожанам доступным языком смысл богослужения.

Как-то два года назад батюшку пригласили для отпевания на кладбище. «Почему не в церкви?» — спросил он. Вразумительно никто ответить не смог. Потребовались разъяснения о христианском погребении. С тех пор зародилась новая для селян традиция — отпевать усопшего в храме, а потом крестным ходом с хоругвями нести для погребения на кладбище. 

Также отец Александр обратил внимание на суеверный страх жителей села говорить о смерти. Снова потребовались беседы о том, что если человек живет со Христом, то и после смерти будет с Ним, что нужно готовить себя к христианской кончине. Теперь многие селяне с правильным пониманием относятся и к смерти, и к погребению и сами рассказывают об этом односельчанам.

— Традиционный вопрос, отец Александр, — какие планы на будущее?

— Прежде всего, достроить храм, воскресную школу и детскую площадку. Нужно с детства просвещать людей, давать детям духовное воспитание и образование. Еще есть задумка установить четыре креста на развилках четырех дорог, ведущих в Киев, в село Стоянка, в город Ирпень и в село Гореничи.

— А каким будет храм?
— Мы взяли за образец деревянный храм скита Святогорской Лавры. Куполов может быть и три, и пять, и более — на сколько хватит средств. Строить такой храм нужно зимой, так как бревна должны напитаться влагой. Надеемся этой зимой начать строительство.
Приход еще совсем молодой, еще в начале своего пути. Пусть этот путь будет полон духовных радостей и побед, а Господь поможет воплотить мечту настоятеля и прихожан.
Наталья Миненкова

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика