В редакцию «Церковной православной газеты» пришло письмо от нашего читателя К. А. Покровского, в котором он критикует интервью с президентом YMCA священником Евгением Жабковским — «Место встречи — YMCA» (см.: «ЦПГ» № 10 (284), май 2011 г.). Читатель возмущается тем, что православные сотрудничают с «совершенно мирской» молодежной организацией, где Церкви отводится роль «института социального служения».

«Вот и жила бы (YMCA. — Ред.) своей мирской жизнью, не касаясь Церкви, а Церкви бы не касаться ее», — пишет он. Более того, по мнению К. А. Покровского YMCA является вредоносной организацией, при этом он ссылается на соборы РПЦЗ, которые негативно оценивали ее деятельность. Но все ли так плохо с YMCA, как пишет наш уважаемый читатель? Попробуем разобраться.

Виктор Сербулов, генеральный секретарь YMCA Украины:
— Конечно, влияние священников на молодежь является камертоном в ее неформальном воспитании, настраивая на правильный нравственный лад. Зачем общественной организации сотрудничать с Церковью? Какие цели могут быть у этого сотрудничества? YMCA исходит из того, что лучшим и вернейшим способом воздействовать на молодых людей является не словесная проповедь религии и морали, а создание в обществе добропорядочной среды, действие которой не так наглядно сразу, но зато со временем приводит к наиболее плодотворным результатам.

YMCA реализует разные социальные программы — от обучения ремеслам и языкам до проведения тренингов и благотворительных мероприятий для детей с особыми потребностями. И, когда к нам приходят молодые ребята с готовностью чему-то учиться, заниматься скаутингом или быть волонтером в наших социальных программах, мы у них не спрашиваем, в какую церковь они ходят. Некоторые не ходят никуда вообще. Со временем люди у нас меняются, и прежде всего — становятся нравственно чище, терпимее к другим.

В YMCA встречаются представители разных религий, есть атеисты. Тем не менее они учатся жить и работать вместе, признавая действенность христианского подхода к жизни. А дальше перед человеком стоит выбор: «Что делать? К чему стремиться?». Ответ прост — надо строить свою жизнь на христианских принципах, к чему и призывает YMCA через все свои действия и любовь к людям. На этом функция YMCA заканчивается, мы предложили человеку размыслить над своим выбором. Многие, размышляя дальше, идут в Церковь, воцерковляются, ищут общения с Богом. 

Поэтому YMCA становится как бы ступенькой в Церковь для тех, у кого туда стремится душа. Ну а некоторые так эту ступеньку и не переступают, довольствуются нравственным ростом, интеллектуальным и физическим развитием. Мы никуда никого не затягиваем — у каждого свой выбор, как строить дальнейшую жизнь и к чему стремиться.

Например, после совместного посещения Святогорской Лавры, директор одной из школ Луганской области, участник нашего духовного семинара, стал каждое воскресенье ходить в церковь, где встречает своих учеников, и это не может не радовать.
YMCA является межконфессиональной общественной организацией. На наши семинары по социальной деятельности и воспитанию молодежи мы приглашаем священников из разных христианских Церквей. Мы живем в одной стране, и дети разных вероисповеданий ходят вместе в одну школу. Значит, и различную социальную деятельность мы можем осуществлять вместе. А если она будет осолена христианским подходом, нам станет легче соседствовать, жить и воспитывать своих детей в мире и спокойствии в нашей христианской стране.
Алексей Баханов, координатор ресурсного центра YMCA Украины:
— Историческая роль YMCA — помогать людям. Наша организация была создана на территории современной Украины, в Киеве и Одессе, в начале ХХ в. Когда началась Первая мировая война, члены YMCA помогали раненым и военнопленным. То же самое происходило и во время Второй мировой войны. При поддержке YMCA был создано Общество Красного Креста.

Деятельность YMCA поддерживали митрополит Антоний (Храповицкий) и патриарх Тихон. Увидев полезность ее деятельности, оказывал финансовую помощь организации святой страстотерпец император Николай ІІ. В русском студенческом христианском движении в Эстонии, тесно сотрудничавшем с YMCA, принимал участие Алексей Ридигер (будущий патриарх Алексий ІІ).

Отдельного повествования заслуживает многолетняя деятельность «ИМКА-ПРЕСС» (YMCA–PRESS) — издательства, главной задачей которого стало сохранение, развитие и распространение христианской культуры. Среди авторов издававшихся книг были священнослужители Сергий Булгаков, Сергий Четвериков, Василий Зеньковский, митрополит Антоний (Сурожский), известные философы и богословы: Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Б. П. Вышеславцев, Н. О. Лосский и многие другие мыслители. Всего было издано более 400 наименований философских и теологических трудов. Кроме того, издавался новый русский перевод Библии, Закон Божий и т. д.

В конце 20-х и в начале 30-х годов ХХ в. произошло несколько встреч и конференций членов YMCA, Русского студенческого христианского движения (РСХД) с представителями Поместных Православных Церквей. Участники обсуждали формы работы с православной молодежью, возникающие трудности и возможные разногласия. 

На конференции 1930 г. в Салониках была высоко оценена работа, проводимая мирскими организациями, работающими в православном духе (в т. ч. YMCA). Отмечалось, что общему образованию необходимо иметь духовную компоненту. Оно должно быть проникнуто христианским духом, а учителя должны жить подлинно религиозной жизнью и пробудить у детей религиозное воодушевление. Им следует понимать современную молодежь, ее психологию и запросы, чтобы уметь привлечь молодые души к Богу и к Церкви.

В журнале «Сретение» (№ 5, 2004 г.), издаваемом Синодальным отделом по делам молодежи РПЦ, в разделе «Опыт» помещена статья о деятельности YMCA, что свидетельствует о том, что РПЦ признает эту организацию полезной для воспитания подрастающего поколения. В 2004 г. вышло пособие для священнослужителей «У костра» (издательство Крутицкого Патриаршего подворья). В разделе «Скаутские методы работы с молодежью», на стр. 59, написано: «Очень важно знакомить молодежь с деятельностью таких организаций, как Красный Крест, YMCA… В беседах у костра нужно уделить время рассказу о возникновении и деятельности этих организаций».

В 2007 г., во время совместного духовного лагеря под Житомиром, Блаженнейший Митрополит Владимир благословил богоугодную деятельность YMCA для детей и молодежи Украины. По приглашению Синодального отдела УПЦ по делам молодежи представители YMCA принимали участие в І Всеукраинском православном Александро-Невском молодежном патриотическом съезде в декабре 2007 г.

Через наши программы мы стараемся объединять разных людей, чтобы сделать мир лучше, чище. Хотим помочь людям научиться помогать самим себе и ближнему на основе вечных христианских ценностей. YMCA пытается найти дорогу к молодежи, стоящей далеко от Церкви. И в этом направлении наша организация работает уже много лет.
Священник Евгений Жабковский, президент YMCA:
— Радует, что нас заметили, что мы кому-то интересны. Любое мнение для нас ценно. Но в письме читателя огорчает то, что нет конструктивных предложений. Если мы, по Вашему мнению, делаем что-то не так, помогите нам. Давайте это делать вместе. Все свои действия на посту президента YMCA я готов обсудить в открытой дискуссии.

У меня есть определенный круг молодых людей, с которыми я встретился именно в рамках YMCA, а сейчас общаюсь с ними уже как со своими прихожанами, некоторых венчал. Благодаря нашей встрече и общению в YMCA они перестали бояться Церкви и церковных людей, начали менять свою жизнь, становиться христианами.

Если просто пригласить, например, студентов в храм, то они придут, как на экскурсию, и уйдут, а в скаутском лагере я могу с ними общаться долго. Для меня это инструмент моего пастырского служения. И каких-либо там «масонских указаний» и «тайных инструкций» я никогда не видел. Если бы что-то подобное было, я бы об этом узнал, как президент, одним из первых и, поверьте, никогда бы не работал в такой организации.

Мой оппонент упрекнул, что приезжие иностранцы, наверное, молились «на иных языках». Поэтому хочу заявить, что с сектами мы не работаем никогда. А норвежские ребята просто прочитали молитву «Отче наш» на родном языке.

Критик пишет: «Если и собирать молодежный коллектив, то почему не сразу в храм?». Ну, пусть попробует 20 молодых людей завести в храм и сделать так, чтобы они остались там после первого всенощного бдения. А мы используем все доступные способы и формы работы с молодежью. Для меня YMCA — только одна из них. Я использую все, «любую шапку надеваю», чтобы пообщаться с молодым человеком и привести его, по крайней мере, к пониманию того, что Бог есть, и как-то надо с Ним налаживать свои отношения.
Олег Карпенко, журналист «Церковной православной газеты»:
— В начале своего письма наш читатель написал, что не претендует на полемику и не будет ее вести, а лишь делится своими наблюдениями. Но его претензии и обличительный тон являются не чем иным, как полемикой, — не только с нашим изданием и YMCA, но и со Священноначалием УПЦ, по благословению которого выходит наше издание; с епархиальным архиереем священника Евгения Жабковского, который благословил его работать в YMCA; с Синодальным отделом УПЦ по делам молодежи, давно сотрудничающим с этой организацией.
На первый взгляд, К. А. Покровский вроде бы справедливо замечает: мол, зачем нам эта мирская молодежная организация, если у нас есть Церковь, вот там давайте и собирать молодежь. Только почему-то кажется, что сам обличитель YMCA ни разу этого не делал и даже не представляет всей сложности такого служения. Да, молодежь сейчас пошла в храмы, но будем честны — сколько их, молодых православных? 

На самом деле, не так уж и много. А сколько ищущих и бунтующих против лжи этого мира юных сердец находятся на распутье? Преступно ждать, когда беда или скорбь приведет их под своды православного храма. Не лучше ли самим искать с ними встречи, используя любую возможность стать для «всех … всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 22)?

Подготовил Олег Карпенко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика