Первая воскресная школа в России открылась 11 октября 1859 г. в Киеве. Она явилась следствием развития общественно-педагогического движения, начало которому положила статья “Вопросы жизни” выдающегося хирурга и педагога Николая Ивановича Пирогова.

Основание и развитие системы воскресных школ за рубежом
Многие из нас, читая в детстве “Приключения Тома Сойера”, недоумевали: что это за воскресные школы, которые там упоминаются? Как это — отучившись всю неделю в обычной школе, несчастный наш сверстник во времена бедолаги Тома должен был и в воскресенье ходить в какую-то особенную школу? Став постарше, из энциклопедий и словарей мы смогли узнать, что воскресные школы — бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.
Конфессиональные (религиозные) школы возникли еще в ХVI в. в форме воскресных бесед, которые устраивались духовенством в целях укрепления паствы в истинах веры. Тогда наиболее значительное развитие они получили в странах, охваченных Реформацией. Инициатор Реформации Мартин Лютер (1483–1546), переводчик Библии на немецкий язык, покровительствовал основанию воскресных школ, где дети получали подготовку, необходимую для конфирмации (обряда сознательного исповедания веры). Его младший современник, шотландский религиозный реформатор Джон Нокс, заложивший основы пресвитерианской Церкви, разработал схему религиозного воспитания путем воскресных школ.

В следующем столетии подобные школы получили весьма широкое распространение в континентальной Европе, Великобритании и ее североамериканских колониях. Первая такая школа была основана в 1669 г. в Плимуте потомками пилигримов-конгрегационалистов, бежавших из Англии из-за религиозных преследований и прибывших сюда за полвека до этого на корабле “Мэйфлауер”. Во второй половине XVI в. появились воскресные школы и в католических странах. Католический архиепископ Милана Карл Борромео (1538–1584) организовал воскресную школу при Миланском соборе, а затем и при других церквах своей епархии; в них дети учились чтению, письму и Закону Божию. Через несколько лет в основанном им Братстве христианского учения насчитывалось уже 740 школ и 3 тысячи катихизаторов.

Основателем первой воскресной школы современного типа считается англичанин Роберт Рейкс (1735–1811), “человек с чутким сердцем и отзывчивой душой”. Наблюдая жизнь городских низов, он пришел к заключению, что “порок, аморальность и бедность проистекают от невежества”. Редактор и владелец “Глостерского журнала”, англиканин по конфессиональной принадлежности, Рейкс организовал школу для детей бедняков в Глочестере в июле 1780 г. Он уговорил четырех женщин, содержащих частные начальные школы, за небольшую плату принимать к себе в школу и обучать грамоте и Закону Божию по воскресным и праздничным дням детей, которых он будет направлять к ним. Прилежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь.

Стараниями Рейкса и его последователей за несколько лет в Великобритании образовалась целая сеть подобных школ. Для распространения опыта воскресных школ не только в Англии, но и в колониях Рейксом и его единомышленниками в Лондоне в 1785 г. было создано “Общество поддержки и поощрения воскресных школ в Англии”. В следующем году первая воскресная школа открылась в только что получивших независимость США. Деятельность Рейкса получила полное признание, супруга короля Георга III королева Шарлотта стала патронессой воскресных школ.
По парламентской переписи Англии и Уэльса 1818 г. в воскресных школах обучались 47 225 человек; в 1833 г. — более 1,5 млн, а в 1880 г. (в столетнюю годовщину первой школы) в Великобритании насчитывалось 6,7 млн учеников и более 647 тыс. учителей. По всей растущей Британской империи открывались тысячи воскресных школ: в далекой Австралии для торжественного празднования столетия основания первой воскресной школы 26 июня 1880 г. в здании Международной выставки в Сиднее собралось около 30 тыс. человек. В городе существовала тогда 61 такая школа с 10 тыс. учеников.
В США из-за отсутствия общенациональной системы образования и освоения новых земель на Западе воскресные школы на протяжении первых десятилетий ХIХ в. охватили практически все население. В 1824 г. возник Союз американских воскресных школ, объединивший многие небольшие союзы и общества воскресных школ. Американские воскресные школы, как правило, не разделялись по деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии, чем на катихизисы определенных конфессий. Число учеников в 1825–1872 гг. выросло с 143,6 тыс. до 6 млн, а количество воскресных школ превысило 69 тысяч.
В континентальной Европе конфессиональные воскресные школы получили наибольшее распространение в протестантских странах. Первая воскресная школа в Швеции, например, была организована в Стокгольме в 1833 г. дочерью английского консула, а в 1889 г. их насчитывалось уже 5729 с почти 242 тыс. учащихся и 18 тыс. преподавателей. В Дании, Норвегии, а также Швейцарии и Франции прогресс был не менее разительным. В Германии, Бельгии, Италии и других странах существовало немало светских воскресных школ, которые, кроме образования и воспитания, уделяли большое внимание обучению детей и взрослых различным ремеслам. Появились и “курсы”, в том числе женские, предлагавшие обучение по программам университетов.
В 1890 г. в Копенгагене состоялся съезд представителей воскресных школ разных стран, отметивший, что число воскресных школ на всем земном шаре доходит до 1 млн, с 2 млн учителей и 20 млн учащихся.

Возникновение и развитие воскресных школ в Российской империи. Воскресные школы РПЦ сегодня
Россия основала свои первые воскресные школы в 1809 г., когда в результате русско-шведской войны Финляндия отошла “в собственность и державное обладание империи Российской”. Здесь первая школа была основана еще в 1796 г., гораздо ранее, чем в самой метрополии, Швеции. Три таких школы было основано при Николае I (1825–1855) и в Прибалтийских губерниях.
Одна из первых школ на территории империи была открыта в 1858 г. в Полтаве кружком учителей гимназии, кадетского корпуса и женского института. 1 марта 1859 г. два священника Нытвинского завода в Пермской губернии с большим успехом стали проводить по воскресным дням “открытые беседы по религиозным вопросам” для детей рабочих, позднее переросшие в воскресную школу.
В апреле 1859 г. в Санкт-Петербурге Мария Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек, по воскресным дням она проводила для них бесплатные занятия.
Но первая настоящая воскресная школа в России открылась 11 октября 1859 г. в Киеве. Она явилась следствием развития общественно-педагогического движения, начало которому положила статья “Вопросы жизни” выдающегося хирурга и педагога Николая Ивановича Пирогова, опубликованная в “Морском сборнике” в самом начале “перестройки” Александра II, в 1856 г. Школа была открыта в здании Киево-Подольского уездного дворянского училища с разрешения самого Пирогова, занимавшего к тому времени пост попечителя Киевского учебного округа при деятельном участии профессора П. В. Павлова.
Основали школу в целях первоначального образования “мальчиков из детей ремесленников и других лиц рабочего класса, не имеющих ни времени, ни средств посещать обыкновенные училища”, 17 студентов Киевского университета св. Владимира и один студент Киевской духовной академии. В программе преподавания были: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. В первое же воскресенье в школу пришло около полусотни желающих учиться, затем это число возросло более чем вдвое. Уже 25 октября 1859 г. по ходатайству студентов того же университета в Киеве была открыта вторая мужская воскресная школа — Новостроенская, в которой к марту следующего года обучалось 148 человек. Вскоре были основаны и женские воскресные школы.
На протяжении 1860 г. в Киеве было учреждено семь воскресных школ, предназначенных для первоначального обучения взрослых и детей. Подобные учреждения открывались в Архангельске, Елисаветграде, Казани, Могилеве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Нежине, Рязани, Перми, в малых городах и селах. К концу года только в Санкт-Петербурге существовало 20 воскресных школ, а в 1862 г. их было уже свыше 300. В циркуляре к начальникам губерний от 22 марта 1860 г., впервые узаконившем воскресные школы, министр внутренних дел С. С. Ланской писал, что учреждение в городах этих школ должно принести существенную пользу для городских обществ и что “устройство таких школ может быть сделано с весьма незначительными издержками”.
Однако отношение правительства к воскресным школам очень быстро начало меняться. Революционные демократы использовали их для пропаганды в народных массах антиправительственных идей. 8 января 1861 г. было издано Высочайшее повеление о надзоре за воскресными школами и о назначении в них священников, которые сверх преподавания Закона Божия наблюдали бы, при содействии училищного начальства, “чтобы в школе не допускалось ничего противного истинам православной веры и началам нравственности”. 10 июня 1862 г. был издан указ о закрытии всех воскресных школ впредь до утверждения нового положения о них.
“В последнее время обнаружено, — указывается в циркуляре министра внутренних дел П. А. Валуева, — что под благовидным предлогом распространения в народе грамотности люди злоумышленные покушались в некоторых воскресных школах развить вредные учения, возмутительные идеи, превратные понятия о праве собственности и безверие… равным образом обнаружено стремление пользоваться этими учреждениями не для распространения полезных знаний, а для проведения того же вредного социалистического учения”.
По Положению о начальных училищах 1864 г. воскресные школы были вновь разрешены, но подчинены строгому надзору инспекции народных училищ. Их число резко упало. Новое развитие воскресных школ в России началось в 1870-х годах. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы для девочек X. Д. Алчевской в Харькове, которая стала лучшей в стране. Открывались общеобразовательные, ремесленные и профессиональные, а также церковные школы. Последних в 1899 г. было зарегистрировано 487, но позже их число сократилось.
После Октябрьской революции 1917 г. церковные воскресные школы прекратили свое существование. Традиции же светских воскресных школ получили с 1919 г. развитие в школах ликвидации неграмотности (ликбезах), школах рабочей и сельской молодежи (с 1943 г.), вечерних школах (с 1958 г.) и других.
В годы перестройки началось и сейчас активно продолжается возрождение воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и образование как детей, так и взрослых. В 2004 г. их было около 5 тысяч, в 2008 г. действовала уже 11 051 воскресная школа.
Кирилл Копыловский
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика