«В женском естестве мужескую крепость имела еси…» — так восхваляет Церковь святую Анну Кашинскую за ее духовную стойкость. Вся светская жизнь праведницы была наполнена таким количеством страданий, как будто служила одной-единственной цели — подготовить избранницу Божию к принятию монашества.
Правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, княгиня Анна вышла замуж в 1294 г. Ее избранником стал великий князь Михаил Тверской. В том же году сердцу юной княгини пришлось перенести первое испытание: скончался ее отец — князь Василий Ростовский. Через два года в великокняжеском тереме произошел пожар, а все имущество сгорело дотла. После этого сильно заболел молодой муж княгини.
Прошло еще немного времени, и у княжеской четы скончался первый ребенок — дочь Феодора. А в 1317 г. началась изматывающая борьба Михаила Тверского за первенство с Московским княжеством. Через год праведница проводила в Золотую Орду своего супруга, которому уже не суждено было вернуться: князь был зверски замучен татарами.
В 1325 г. там же, в Орде, погиб старший сын Анны, князь Дмитрий Грозные Очи, который в гневе убил виновника гибели своего отца — Московского князя Юрия. В ответ татарский хан приказал казнить Дмитрия. Поступок хана вызвал негодование жителей Тверского княжества, и они восстали.
Реакция татар была молниеносной: карательный отряд огнем и мечом прошел по земле тверян, многие из которых были либо убиты, либо угнаны в рабство. Через полтора десятилетия на праведницу обрушилось новое испытание: в Орде погибли второй ее сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы, а затем разняли их тела по суставам.
Последние события окончательно привели благоверную княгиню к решению принять монашество. Сначала Анна подвизалась в обителях Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь в г. Кашин, где провела последний год своей жизни. Незадолго до смерти (1368) святая приняла схиму и была похоронена в монастырском храме в честь Успения Божией Матери.
Прошли века, и народное почитание подвижницы несколько поутихло. Дело дошло до того, что к гробнице Божией угодницы стали относиться с пренебрежением. Вновь о подвигах благоверной княгини вспомнили в 1611 г. Этому помогло явление святой Анны благочестивому клирику г. Кашина.
О чудесах, происходивших у мощей праведницы, стало известно царю Алексею Михайловичу и патриарху Никону. В 1649 г. на Московском Соборе было принято решение открыть мощи княгини, а в следующем году, в присутствии царя, их торжественно перенесли в соборную Воскресенскую церковь.
Однако на этом история почитания праведницы не закончилась. В 1677 г. Малый церковный собор в Москве, а затем и Собор 1678–1679 гг. приняли решение не почитать Анну как святую, ее житие и молитвы к ней считать ложными, а приделы и храмы, освященные в ее имя, переименовать. К такому беспрецедентному решению священноначалие Русской Церкви подтолкнул тот факт, что Божия угодница стала духовным символом старообрядцев, которые были преданы анафеме.
Почитание благоверной княгини было восстановлено только в 1908 г. Целых 230 лет народная память хранила крепкую веру в святость Анны Кашинской. В 1910 г. в Санкт-Петербурге был освящен первый храм во имя этой Божией угодницы.
Подготовил Андрей Гор
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика