Преподобный Паисий (в миру Петр Величковский) родился 21 декабря 1722 г. в Полтаве, в семье потомственных священников. В доме настоятеля Успенского собора Полтавы было много духовных книг, поэтому мальчик рано начал читать Священное Писание и святых отцов.
Поступив в 13 лет в Киевскую духовную академию, Паисий с радостью начал учиться, не забывая при этом о главном — о душе. Написав для себя короткое правило, мальчик стремился неукоснительно его соблюдать: не осуждать своих братьев даже тогда, когда собственными глазами видел их грехи, никогда ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать ближним их согрешения.
С первых дней учебы Паисий мечтал о монашеской жизни в бедной, удаленной от мирского шума обители. Посещая в свободное время Киево-Печерскую Лавру, он непременно бывал в пещерах, пропитанных благодатным духом первых русских иноков.
Оставив академию, 17-летний Паисий решил, наконец, осуществить свою тайную мечту — начать иноческую жизнь под руководством старца. Паисий становится нищим странником. Приняв постриг в одном из украинских монастырей, прожив некоторое время в молдавских скитах, он решился идти на Афон, полагая там, в знаменитом монашеском царстве, достичь желаемой цели.
Испытав великую радость от соприкосновения с древними святынями Афона, Паисий вскоре пережил и огромное разочарование. Святая Гора была уже не тем царством духа, о котором мечтал 24-летний инок. Афон находился во владении турок, которые всячески притесняли монахов, из-за чего монастыри беднели и входили в неоплатные долги. Монахи расходились из своих обителей.
Поселившись в убогой келии, питаясь хлебом и водой, да и то через день, Паисий провел четыре года в одиночестве и безмолвии. Его утешением и путеводной звездой становятся рукописи святоотеческих писаний, которые он находит в монастырских библиотеках болгарских и сербских обителей. Впитывая в себя опыт древних подвижников, Паисий постепенно сам превращается в мудрого наставника.
Когда в его одинокую келию пришел юный Виссарион, Паисию уже было что сказать новоначальному иноку. Через несколько лет рядом с первыми учениками жило уже 50 монахов. Уступая просьбе братии, Паисий принял сан священника и стал настоятелем славяно-молдавского братства в Илиинском скиту.
Отец Паисий ввел в жизнь скита забытую многими на Афоне практику «умного делания». Монахи трудились, читали святых отцов, беспрекословно слушаясь старца и непрестанно повторяя Иисусову молитву.
Сопоставляя славянские рукописи разного времени, Паисий обнаружил в текстах массу неточностей, что привело его в недоумение. Пытаясь внести необходимые поправки в славянские рукописи по другим славянским рукописям, Паисий вскоре оставил бесполезный труд. Он понял, что в деле исправления древних славянских переводов святоотеческих писаний ему нужны греческие оригиналы, но их нет ни в одной из известных библиотек Афона.
Неожиданно в отдаленном скиту во имя святителя Василия Великого отец Паисий обнаружил множество греческих первоисточников. Радость обретения бесценных сокровищ оказалась столь велика, что никакие бытовые трудности не смогли поколебать решимости Паисия собирать древнегреческие рукописи святоотеческих писаний и идти вглубь духовного опыта отцов Восточной Церкви.
Испытав многократные притеснения со стороны инославных и узнав о значительном повышении арендной платы турецкими чиновниками, отец Паисий вернулся в Молдавию. Митрополит Молдавии радушно встретил переселенцев, предоставив Паисию уникальную возможность организовать свой монастырь в Драгомирне.
Материалом для поучительных занятий с братией преподобному Паисию служат богодухновенные писания святых отцов Восточной Церкви. Со временем он организовал настоящую переводческую школу, плодом работ которой явились переводы многих святых отцов на старославянский и румынский языки. Они разошлись в многочисленных списках по обителям Молдавии, Румынии, Украины, России и Афона. Постепенно огромными совместными усилиями составилась целая библиотека, наиболее известным трудом которой явился сборник «Филокалия», более известный на русском языке как «Добротолюбие».
До конца своей жизни Паисий не прекращал переводческого труда, хотя трижды ему приходилось начинать свою деятельность на новом месте. Когда количество братии в новом монастыре достигло 300 человек, живших в крайней нищете и стеснении, и не было возможности принимать новых братий, правитель Молдавии принудил Паисия вновь переехать.
Последние 15 лет он прожил в самом большом и знаменитом молдавском Нямецком монастыре. 700 монахов, многочисленные мастерские, сельскохозяйственные угодья, больница, дом для паломников — таково было новое обширное хозяйство настоятеля.
15 ноября (28 ноября по н. ст.) 1794 г., на 72-м году, старец тихо почил. Его многочисленные ученики и сподвижники понесли живую веру во многие монастыри Молдавии, Украины, России, Греции. В 1988 г. Русская Православная Церковь причислила старца Паисия к лику святых.
Подготовила Елена Головина
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика