Божиим Промыслом эта святыня оказалась в Сосницком храме в честь Покрова Богородицы (Черниговская область), подавая исцеления и благодать всем, кто с верой обращается к ней.
Издавна существует предание о том, как плыла по реке Десне икона святой великомученицы Параскевы, будто благословляя и сопровождая плотогонов с баржей и плотами леса в направлении Чернигова.
Это явление произошло возле с. Малое Устье на Черниговщине. Случилось так, что внезапно на реке прекратилось движение, и люди увидели необычайной красоты большую икону, плывущую впереди. Подняли из воды. Пораженный хозяин баржи распорядился причалить к берегу, и из леса, который сплавляли по Десне, построить в этом селе церковь.
В «Описании Новгород-Северского наместничества (1779–1781 гг.)» есть следующая запись: «Село Малое Устье владения Рувимо-Сосницкого монастыря, расстоянием от Сосницы в 5 верстах, на ровном месте, при потоке Песне, протекающем из речки Убеди. Земли пашенной посредственно довольно… Лес на строение покупают на реке Десне. Жители упражняются в одном хлебопашестве…».
Таким образом, существование лесосплава по Десне, где «лес на строение покупают», и тамошнего храма во имя святой великомученицы Параскевы подтверждено в летописи.
Святая Пятница
Великомученица Параскева родилась в III веке в Иконии (Малая Азия) от благочестивых отца и матери. Слово «Параскева» в переводе с греческого означает Пятница. Родители святой особенно почитали день крестных страданий Господних — пятницу, поэтому и назвали родившуюся дочь Параскевой.
Она осталась сиротой в раннем детстве. Наследство, полученное от родителей, использовала на помощь бедным и путешествующим.
В то время император Диоклетиан начал гонения на христиан, и Параскеву привели на суд. Правитель, увидев ее, сказал ей: «Жаль мне красоты твоей. Принеси жертву богам, и я возьму тебя в жены, ты будешь в большом почете». Она ответила: «У меня есть Жених Христос на небе, и мне не нужно другого. Ты лучше пожалей самого себя, потому что тебя ждет вечная мука».
Император рассердился и велел бить ее, а затем бросить в тюрьму. Он думал найти наутро Параскеву мертвой, но Ангел Господень исцелил ее. Правитель приписал исцеление своим богам. Параскева пожелала видеть их. Зайдя в языческий храм, она стала сбрасывать идолов на землю. Тиран приказал жечь мученицу на огне, но пламя перебросилось на язычников и сожгло многих из них, а она осталась невредимой.
Тогда немало людей уверовали в истинного Бога. Однако мучитель еще больше рассвирепел и приказал умертвить святую «мечным главы усечением». А на следующий день и сам погиб во время охоты: конь сбросил его в овраг.
Святая великомученица Параскева всегда была почитаема на Руси как покровительница семьи: ей молятся о даровании хороших женихов, об исцелении детей. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа.
Новая церковь
Ценные сообщения и документальные и вещественные подтверждения собрала благочестивая сосничанка Екатерина Георгиевна Кальченко, о чем напечатано в газете «Вісті Сосниччини» за 11 ноября 2006 г. под заголовком «Духовное завещание необычайной находки». В частности, подается сообщение из «Описания Черниговской епархии за 1731 г.», где упоминается о церкви в Малом Устье.
А вот выписка из архивного фонда г. Чернигова, выданная уроженцу Малого Устья Федору Михайловичу Уляненко, в которой говорится, что «Свято-Параскевская церковь Сосницкого уезда, Черниговской губернии, построена в 1901 году на церковный капитал, собранный просительской книгой, и на доброхотные пожертвования прихожан, на дарованной земле Анной Васильевной Матвиенко и казаком Фомой Григорьевичем Броварником. Церковное здание деревянное на каменном фундаменте с такой же при ней колокольней».
Запись найдена в архивном фонде Черниговской духовной консистории в клировой ведомости за 1907 г. Сохранилась часть медной пластины из Свято-Параскевской церкви с фамилиями и именами людей, жертвовавших деньги на церковь и строивших ее. Рядом с церковью была часовенка.
По свидетельству старожилов, церковь стояла в низине, которая весной затапливалась водой; в разные времена года бездорожье создавало много неудобств. Поэтому церковь, за исключением часовенки, было решено перенести на более высокое место, где она и находилась до момента безжалостного ее разрушения.
А сколько средств на строительство храма было внесено! Люди не жалели ни денег, ни других ценностей, давали полотно и все необходимое, чтобы скорее построить церковь на новом, удобном для всех крестьян, месте.
Упомянутые записи в описаниях Черниговской епархии, Новгород-Северского наместничества, выписки из Черниговского областного архива, медная пластина с фамилиями благодетелей, свидетельства очевидцев являются доказательством того, что это одна и та же церковь, которая строилась, а затем переносилась в разные места.
Новопостроенная Свято-Параскевская церковь, по рассказам малоустенцев, была лучшей в районе. К ней на храмовые праздники приезжали и приходили люди не только из Сосницкого района, но и из соседних Борзнянского, Бахмачского, Коропского, из Мены, даже из Чернигова, не говоря уже о Соснице и окрестных селах. Престольный праздник в честь святой Параскевы-Пятницы отмечался 10 ноября (по н. ст.).
Святыни выхватывали из огня
Смута начала ХХ в. не обошла и это наддеснянское село. Свято-Параскевскую церковь закрыли. Из местных ни у кого не поднялась рука ее разрушить — это сделали заезжие безбожники.
Ценности вывезли неизвестно куда. Иконы же стали сжигать. Боголюбивые люди, кто успел, забирали из разоренной церкви или выхватывали из огня иконы, богослужебные книги и несли в свои дома, прятали на чердаках или в других укромных местах. А уже позже, когда атеистическая война в деревне поутихла, доставали и украшали образами красные углы.
Надеясь получить выгоду, местное руководство решило большие деревянные иконы из разоренной церкви отвезти в столярную мастерскую для изготовления из них ульев. Столяр, орудуя пилой, опомнился только тогда, когда им уже была отрезана половина святыни: на него жалобно смотрели глаза святой великомученицы, словно умоляя прекратить издевательство.
Пила будто сама собой выскользнула из рук, а он схватил образ и спрятал в укромном месте. Открыто вынести икону из мастерской было опасно, чтобы не заподозрили в краже колхозных материальных ценностей, т. е. досок.
Зная, с какой любовью всегда посещала церковь Вера Ивановна Степаненко, столяр, предварительно с ней договорившись, вынес икону в мешке со стружками и передал ей. Долго прятала женщина святой образ, а затем разместила рядом с домашними иконами. Сначала узнали о местонахождении чудотворной иконы родственники, по секрету рассказали соседям, а те — своим близким. И так, один за другим, крестьяне приходили в дом Веры Ивановны, чтобы поклониться святой Параскеве, обратиться к ней со своими просьбами.
В СЕЛЕ ЗАГРЕБЕЛЬЕ
Остатки церкви в Малом Устье превратили в клуб, увешав его атеистическими лозунгами и плакатами. Уже после войны, посовещавшись в кругу семьи и родственников, верующие хозяева решили передать драгоценное сокровище — чудотворную икону — в церковь в честь Рождества Богородицы и святых первоверховных апостолов Петра и Павла в с. Загребелье.
Отнесли икону три сестры — крестница Веры Ивановны Евдокия Ивановна Дробязко с Матроной и Валентиной. Сердце облилось кровью у прихожанки Евфросинии Петровны Куриленко, когда она увидела икону, претерпевшую вышеупомянутое надругательство.
Вспомнила, как еще маленькой девочкой вместе с подругами, родственниками и соседями ходила в Малое Устье в день престольного праздника. (Боголюбивые отец Петр Тимофеевич и мать Наталья Васильевна Шевченко, провожая дочь в дорогу, дали денег для пожертвования и велели поставить свечи и подать записки на Литургию и молебен).
Икона святой Параскевы была большая, лежала на аналое посреди церкви, украшенная цветами, которые люди все несли и несли к чудотворному образу. Теперь она стала более чем наполовину меньше. Неописуемая скорбь охватила женщину: ей так хотелось внести хотя бы небольшой вклад в украшение святыни.
(Тогда в Замостье женщины изготавливали искусственные цветы). Веночек сделала замечательный, он и сейчас есть на образе. А еще подарила свое девичье так называемое «дутое» ожерелье и добавила цветные ленты к тем, которые уже были на иконе.
Более четырех десятилетий в храме святыня собирала у себя верующих, помогая им в различных нуждах и просьбах. В 1989 г. упомянутые сестры из Малого Устья — Евдокия, Матрона и Валентина — перенесли икону святой великомученицы Параскевы из церкви с. Загребелье в храм пгт Сосница. Там она и находится сейчас, в небольшой церкви в честь святых мучеников Гурия, Самона и Авива. Главная церковь — в честь Покрова Богородицы — в стадии строительства.
После завершения необходимых работ и открытия храма чудотворную икону поместят в специально оборудованном киоте у алтаря.
Подготовила Наталья Решодько
Фото Виктора Шевченко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика