В повседневной жизни мы часто употребляем крылатые выражения, которыe, как правило, отражают различные черты человеческого характера, по-разному проявляющиеся в человеческих поступках. Немало крылатых выражений имеют свой источник в Книге книг — Библии.

Многие библейские выражения глубоко вошли в культуру человеческого общения. И верующие, и далекие от веры и Церкви люди свободно употребляют их, часто в значении, отличном от библейского, иногда даже не подозревая об их священном происхождении и первоначальном значении.
«КТО НЕ РАБОТАЕТ…»
В 1925 году советское правительство официально поставило задачу — воспитать носителей новой, коммунистической морали, взамен буржуазной. И что удивительно, для этой цели большевикам понадобились… христианские заповеди. 

В сталинском варианте советской Конституции, в ее 12-й статье сказано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». Это выражение стало основой второго пункта «Морального кодекса строителя коммунизма».

А понимание того, что для жизни необходимо трудиться («Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — гласит народная пословица), всегда существовало в человеческом роде. Точнее всего выразил эту истину апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам. Бросившим работу и предавшимся праздности в ожидании скорого Второго Пришествия Христа «апостол языков» написал: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10).
ИСТИННЫЙ ВКУС ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА
Прочно вошло в нашу жизнь выражение «запретный плод сладок». Что здесь имеется в виду? Эти слова известны человеку еще с райских времен: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16–17). 

Почему Господь дал нашим прародителям эту заповедь? Потому что Он предвидел путь нравственного становления Адама и Евы и предостерегал их от грехопадения. Но наши прародители не выдержали испытания. Нарушив заповедь Божию, несчастные Адам и Ева не получили совершенного знания о добре и зле, как лживо обещал им сатана, но еще и оказались недостойными общения с Богом. 

Они не стали более видеть Бога лицом к лицу, отринув от себя Его благодать, их души разлучились с Богом. Потеряв возможность личного богобщения, Адам и Ева, вследствие этого, стали смертны, были изгнаны из Рая и до конца жизни оплакивали свой грех.

КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ
Кто из нас не слышал этих слов? Мы употребляем их относительно человека, на которого возлагают ответственность за неприглядные действия и поступки других людей. А пришли эти слова из Ветхого Завета, где они имели богословско-богослужебное значение — израильтяне через священнодействия перекладывали свои грехи на козла как священно-обрядовое животное. 

Об этом сказано в книге Левит из Пятикнижия Моисея: «Возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев. 16: 21–22). 

По закону Моисея, в день очищения, когда израильтяне каялись и пребывали в строгом посте, первосвященник ставил перед Господом двух козлов и бросал жребий. Одного козла он приносил, по жребию, в очистительную жертву за свои грехи и за грехи израильтян, закалывая его. А на другого козла, также по жребию, возлагал руки, громко исповедовал все грехи народа израильского, совершенные за год, и отпускал его со специальным человеком в труднодоступную пустынную местность. 

Таким образом, с богословской точки зрения, первосвященник надеялся, что с изгнанием козла отпущения, понесшего на себе грехи израильтян, их грехи более не повторятся.

Виктор Науменко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика