В античном мире большой популярностью пользовались спортивные скачки. В палестинском городе Газа перед очередными соревнованиями один из наездников, который был христианином, обратился к известному подвижнику Илариону с просьбой помочь ему победить противника, прибегшего к помощи магии. Праведник дал наезднику освященную воду, и тот победил. После этого случая многие жители города приняли христианство, а сторонники проигравшего обвинили Илариона в волшебстве и даже требовали его казни…
В конце жизни праведника слава о сотворенных им чудесах гремела не только в Палестине, но далеко за ее пределами (Святая Церковь присвоила Илариону редкое дополнение к имени, назвав Великим). Сам праведник был родом из языческой семьи и принял христианство в возрасте 15 лет в Александрии, где получал образование. Узнав о подвигах Антония Великого, Иларион направился к нему в египетскую пустыню и в течение двух месяцев подражал добродетелям своего прославленного учителя.
Вернувшись домой около 306 г., праведник уже не застал в живых родителей. Получив наследство, юный подвижник раздал все нищим и ушел в пустынные места Палестины, став основателем монашества на Ближнем Востоке. Иларион спал на голой земле, ел один раз в день после заката солнца (и то немного), противостоя многочисленным искушениям.
Однажды, разгневавшись на себя, обуреваемого помыслами, он начал бить себя в грудь со словами: «Осел, я отучу тебя брыкаться, я буду кормить тебя не ячменем, но соломой, голодом и жаждой я сделаю тебя слабым…». Очень скоро о необыкновенном подвижнике узнали местные жители. Многие из тех, кто приходил к нему, принимали христианство, а некоторые и монашество. Двадцать два года преподобный подвизался в пустыне, получив от Господа дар чудотворений.
Так, святой подвижник исцелил бесплодную женщину из г. Элевтерополь, одержимого бесом телохранителя императора Констанция II и многих других. Кроме этого, Иларион исцелял и бесноватых животных, объясняя это тем, что «диавол горит такой ненавистью к людям, что желает уничтожить не только их самих, но и то, что принадлежит им».
Количество монахов обители преподобного непрерывно росло. Впрочем, это был необыкновенный монастырь. В окрестностях Газы отдельно стояло множество келий, а единым их центром была личность самого Илариона Великого. Периодически (как правило, раз в год) святой обходил келии и поучал братию. В один из таких обходов праведник привел ко Христу встретившихся ему жителей г. Элусы.
Известно также, что преподобный был крайне нестяжателен и нетерпим к любому проявлению алчности, в первую очередь среди монахов. Иларион также мог только по одному запаху, исходящему от человека или предметов, которых он касался, определить, каким грехом тот отягощен или «каким демоном охвачен». Учитель Илариона, преподобный Антоний, очень высоко отзывался о своем великом современнике и выражал искреннее удивление, когда к нему за советом приходили люди из Палестины, тогда как в их местности жил такой Божий угодник.
На 65-м году жизни святой Иларион почувствовал необходимость в уединенной жизни и направился в Египет. Однако чудеса, которые он совершал, каждый раз привлекали к нему множество людей. Так преподобный прошел Ливию, Сицилию, Балканы, пока не поселился на о. Кипр, где и обрел вечный покой (371–372).
Подготовил Андрей Гор
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика