Афон представляет собою уникальную многонациональную монашескую республику, расположенную на полуострове (60 км в длину и 7–12 км в ширину). На флаге Вселенской Патриархии, используемом на Афоне, изображен герб династии византийских императоров Палеологов. Из 20-ти афонских монастырей 17 принадлежат грекам, монастырь великомученика Пантелеимона — русским, есть также болгарская и сербская обители.

УДЕЛЫ БОГОРОДИЦЫ НА ЗЕМЛЕ
Богородице, по преданию, выпало согласно апостольскому жребию проповедовать Евангелие в Иверии (современная Грузия). Но сперва Богоматерь посетила друга Господня — Лазаря Четверодневника. (После того как Иисус Христос воскресил его, Лазарь, опасаясь быть убитым иудеями, удалился на Кипр и стал первым епископом этого острова.)

Из-за морской бури корабль, где находилась Пресвятая Дева, потерял управление. Мария усердно молилась, и пред Ней предстал Архангел Гавриил, который указал на полуостров Афон. Приближаясь к берегу, Богородица услышала глас с неба: «Сколько я прибавлю, Матерь Моя, все Твоим будет, если они станут хранить Мои наставления. Отныне и в дальнейшем пусть будет это Твоим наследием и Твоим садом, и пристанью спасения для желающих спасти себя, а также тихим пристанищем и убежищем для покаяния тех, кто обременен многими грехами».

Ввиду того что Афон является уделом Пресвятой Богородицы, византийский император Константин Мономах, дед князя Владимира Мономаха, издал указ, запрещающий женщинам посещать Святую Гору. Это правило до сих пор никто не отменял: уже более тысячи лет сюда не ступала нога женщины.
ИСТОРИЯ АФОНСКОГО МОНАШЕСТВА

С IV в. до Р. Х. Афон входил в состав Македонии, а со II в. до Р. Х. — в состав Римской империи. В Аполлонии, небольшом греческом городе-полисе, расположенном некогда на территории современного Афона, проповедовал апостол Павел.

Во времена гонений в той же Аполлонии были замучены многие христиане. После принятия в 313 г. Константином Великим эдикта о свободном вероисповедании христианства, Афон попадает в поле зрения византийских императоров: в Аполлонию прибыл первый епископ, были построены соборы в Карее (современный административный центр Афона) и Ватопеде. Богатые пожертвования на строительство храмов на Святой Горе делали и преемники Константина.
В VII в. после Р. Х. осаждавшие Константинополь арабы уничтожили все населенные пункты Афона, в том числе и Апполлонию. По Промыслу Божию, полуостров пришел в запустение. Со временем, спасаясь от исламской угрозы, с Ближнего Востока на Афон начали переселяться египетские и палестинские монахи, жившие в одиночку или небольшими общинами. В связи с этим в 676 г. император Константин Погонат передал Афон в вечную собственность инокам. Первым известным афонским святым, житие которого дошло до наших дней, считается преподобный Петр Афонский († 734).
С 971 или 972 г. на Афоне действовал типикон Иоанна Цимисхия, ставший основой принятого в 1045 г. типикона Константина Мономаха. Согласно типиконам иностранцы не имели права селиться на Афоне без предварительного разрешения прота (орган управления, представлявший Афон перед гражданскими и церковными властями Византии). Кроме того, желающие принять постриг на Афоне должны были найти здесь духовного наставника и в течение года быть у него послушниками.

В Х в. на Афоне начался процесс формирования крупных монастырей, в которые объединялись разрозненные мелкие обители и келии отшельников. Великая Лавра преподобного Афанасия Великого была первой общежительной обителью, упомянутой в исторических летописях.

В 1204 г. латиняне, завоевав Византию, вывезли в Западную Европу несметные богатства и святыни. Не миновали ограбления и Святую Гору Афон. После восстановления в 1261 г. Византии, Афон стал важным центром духовной жизни не только империи, но и стран юго-восточной Европы: Руси, Сербии, Болгарии, Молдовлахии (современные Молдова и Румыния), а также Иверии (современная Грузия).
Выходцами из этих стран основывались монастыри, имевшие национальную окраску. В исторических документах XI в. засвидетельствовано существование крупной русской монашеской общины в монастыре Ксилургу, которой в 1169 г. был передан монастырь Фессалоникийца, известный с того времени как русская обитель великомученика Пантелеимона. Возникла Иверская обитель, принадлежавшая грузинам, а также болгарский монастырь Зограф. Святитель Савва Сербский († 1236), сын сербского царя Стефана Неманьи (в постриге преподобный Симеон), основал Хилендарский монастырь.

Взятие турками в 1453 г. Константинополя окончательно сокрушило Византийскую империю. Благодаря аполитичности монашества Афон в первое время турецкого владычества пользовался особыми правами и привилегиями, предоставленными Муратом ІІ и некоторыми последующими султанами. В начале XVI в. усилились притеснения православных: в 1520 г. была попытка превратить церкви в мечети, а в 1566 г. султан Селим II отобрал у афонских монастырей все владения. Кроме того, турецкие власти закрыли все греческие школы.

На рубеже XV–XVI вв. приезды монастырских посольств с Афона на Русь за сбором пожертвований стали регулярными. Русские государи жертвовали богатую милостыню, а с Афона в качестве даров получали святыни. В 1705 г. Константинопольским патриархом Гавриилом III русским инокам вновь, после некоторых перипетий, был передан Пантелеимонов монастырь.
В то тяжелое время Афон стал местом греческого просвещения, учености и книгоиздательства: при монастырях действовали тайные школы, занимавшиеся образованием в национально-патриотическом духе. Первое официальное в Османской империи греческое учебное заведение — так называемая Афонская академия или Афониада — было открыто при монастыре Ватопеде только в середине XVIII в.
Почти четыре столетия Греция находилась под османским игом, тем не менее народ сохранил свою веру. Идеологическим вдохновителем национально-освободительного восстания 1821 г. стала Православная Церковь. Узнав о беспорядках на Пелопоннесе, разъяренные турки обвинили в соучастии патриарха Григория V. На Пасху первосвятителя повесили на вратах Константинопольской патриархии, а потом тело выбросили в море. Мощи священномученика обрели русские моряки и доставили их в Одессу.
В годы борьбы греческого народа за свою независимость афонские монастыри продавали ценнейшие сокровища, оказывая повстанцам финансовую помощь. Известны также случаи и военного сопротивления, оказанного монастырями. Оккупировавшие Афон турецкие войска начали жестокие репрессии. Уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. На помощь единоверцам пришла Россия, которая в XIX в. сыграла ключевую роль в освобождении Балканского полуострова от турецкого ига. По условиям Адрианопольского мирного договора, подписанного Россией и Портой в сентябре 1829 г., Турция официально признала независимость Греции, что обеспечило возвращение монастырских владений.
В 1912 г. Афон был присоединен к Греции. В 1924 г. правительство и парламент Греции одобрили ныне действующий общеафонский Устав, который регламентирует автономное самоуправление Афонского полуострова.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ АФОНОМ
Афон представляет собою уникальную многонациональную монашескую республику, расположенную на полуострове (60 км в длину и 7–12 км в ширину). На флаге Вселенской Патриархии, используемом на Афоне, изображен герб династии византийских императоров Палеологов. Из 20-ти афонских монастырей 17 принадлежат грекам, монастырь великомученика Пантелеимона — русским, есть также болгарская и сербская обители.
До XIV в. Афоном управлял исключительно прот (пρώτος) — выборный орган, в состав которого входили представители разных афонских монастырей. В начале XIV в. афонским монастырям стал присваиваться статус ставропигиальных, то есть подчиненных непосредственно Контантинопольскому патриарху. Подчинился патриарху и прот, который в 1585 г. был упразднен, а в 1783 г. восстановлен.
Согласно общеафонскому Уставу 1924 г., Афон, с одной стороны, подчиняется Министерству иностранных дел Греции, с другой — Константинопольской Патриархии, несмотря на то что в середине XIX в. Элладская Церковь получила автокефалию.
Богослужебная практика на Афоне основывается исключительно на юлианском календаре. Монашеский быт прописан во внутримонастырских уставах (канонизмах). Административная, законодательная и судебная власть принадлежит Священной Общине (Киноту), в состав которой входят по одному представителю из 20-ти главенствующих монастырей. Срок полномочий Священной Общины составляет один год.
Священная Община выбирает Священное Попечительство — орган административной власти, состоящий из Первопопечителя и трех помощников. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии (исполнительный орган Кинота) каждые пять лет наряду с тремя другими в его группе монастырями. Резиденция Священной Общины находится в Карее — столице афонской монашеской республики. Кроме того, на Афоне есть своя полиция.
Главенствующие монастыри имеют на своих землях скиты, келии, каливы (отдельные постройки), кафизмы (или седалища), исихастирии (пещеры). Создание новых или упразднения старых монастырей, превращение скитов в монастыри, келий в скиты, калив в келии, согласно Уставу, запрещается.
Существующая система разделения земель между главенствующими монастырями сложилась до середины XVІ в. Принципиальное отличие главенствующих монастырей от скитов, келий и калив — исключительное право участвовать в органе самоуправления и право на земельную собственность.
Скиты возникли на Афоне как форма организации монашеского быта (она была заимствована Нилом Сорским († 1508), который после возвращения на Русь учредил жительство в скиту по афонскому Уставу). Скит полностью подчиняется главному монастырю, хотя по существу — это также небольшой монастырь. В наше время на Афоне насчитывается 12 скитов, четыре из которых имеют общежительный, восемь — особножительный устав. За пользование землей скиты имеют долговые обязательства перед главенствующим монастырем.
Своеобразной формой особножительной афонской традиции являются так называемые «келии» — как правило, двух-трeхэтажные здания с домовым храмом, в которых проживают старец с учениками. Келиоты имеют земельные участки и занимаются сельскохозяйственным трудом. Зачастую келии образуют поселки, иногда особножительные скиты, в которых проживают до 30–40 иноков.
Калива также представляет собой здание, в котором проживают ученики и старец (количество учеников ограничено). В отличие от келиотов, каливиты не имеют земельных уделов и живут исключительно ремеслом и рукоделием. Группы калив образуют небольшие поселки, например Капсала близ Кареи, Малая святая Анна, Катунакья и т. д.
Кафизмы — это отдельно стоящие постройки, расположенные близ материнских монастырей. В отличие от келиотов и каливитов, монахи, несущие подвиг уединения, не имеют учеников. Как правило, у таких подвижников сохраняются келии в главном монастыре.
Исихастириями называются пещеры, где живут исихасты. Проявлением крайнего аскетизма является житие «на сиденьях» или «катушках». Этот вид подвига состоит в том, что отшельник проживает в пещере на откосной горе. Подход с суши почти невозможен, поэтому связь с миром осуществляется посредством катушки и веревки.
На Афоне недвижимое имущество, скиты, келии и каливы продаются и покупаются. Именно поэтому здесь есть скиты, принадлежащие этническим группам, отличающимся от этнической группы главного монастыря. Например, на землях греческого монастыря Пантократор расположен Свято-Илиинский скит, в котором проживают в основном русские и украинцы.
Уставы монастырей, в зависимости от экономических условий, претерпевали изменения. В Х в. Афанасий Великий, получив от военачальника и будущего императора Византии Никифора ІІ Фоки средства, основал Великую Лавру — главную обитель Афона. Тем самым было положено начало общежительству. В XVII в. все афонские монастыри имели особножительный устав.
С 1922 г. по всем монастырям Святой Горы Афон утверждены общежительные иноческие правила. В большей части скитов, а также во всех келиях, каливах, кафизмах и, естественно, исихастириях иноки живут по особножительному уставу. Особенностью афонского Устава являются ночные богослужения.
ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ АФОНА И РУСИ
Один из основателей Киево-Печерского монастыря, в миру Антипа, отправился на Афон и принял на Святой Горе постриг с именем Антоний — в честь основателя монашества Антония Великого. Одному Богу было известно, что Антоний Печерский станет основателем монашества на Руси.

Из житийной литературы известно, что Феоктисту, игумену обители Эсфигмен, близ которой в пещере подвизался Антоний, было откровение свыше, после чего он призвал Антония и сказал: «Возвращайся на Русь, где от тебя произойдет множество черноризцев, и да будет с тобой благословение Святой Горы Афон».

Принятый затем Феодосием Печерским, еще одним основателем Печерского монастыря, Студитский Устав был общепринятым и на Афоне. Кроме того, известно, что в то время многие русские иноки и купцы посещали Константинополь и Афон.
В XIII–XIV вв. на Афоне широко распространяется известная еще с V–VI вв. практика исихазма (греч. — безмолвие, покой). Наиболее известными делателями «умной молитвы» были Григорий Синаит († 1346) и архиепископ Фессалонитский Григорий Палама († 1359). В исихазме получили развитие два направления: полное уединение с углубленной молитвой и пребывание в общежительстве. С последним органически связано старчество — иноческий подвиг, внутренне направленный на достижение бесстрастия через постоянное памятование о Боге (большинство святых отцов со смирением творили Иисусову молитву), а внешне — на духовное окормление иноков и мирян.
В конце XIV — начале XV вв. оживляются связи русского монашества с Афоном. Со Святой Горой связаны имена многих святых, канонизированных Русской Православной Церковью (Нил Сорский, Сергий Нуромский, Иларион, игумен новгородского Лисицкого монастыря и другие). Один из них, святитель Киприан, был в духовном общении с преподобным Сергием Радонежским.
В XVIII в. преподобный Паисий Величковский основал на Афоне русско-молдавский скит святого пророка Илии. По Божию Промыслу, ученики старца Паисия основали знаменитую Оптину пустынь, где процветали старчество и умная молитва. Широко известно также имя преподобного Силуана Афонского, прославившегося далеко за пределами Святой Горы.
Александр Канивец
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика