Господь щедро одарил этот благословенный край. Намоленная земля помнит великих святых, подвижников веры, славных князей, которые укрепляли православную веру, строили храмы, открывали монастыри.
СВЯТЫНИСЕЛА ПОЛОНКИ
Село Полонки расположено на расстоянии 30 км от г. Прилуки и как бы потерялось в густых черниговских лесах. Поэтому, видимо, и старая казацкая церковь, освященная во имя Архистратига Божия Михаила, никогда не закрывалась, хотя и возведена была в 1660 г. В ней хранятся великие святыни — чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и десница святителя Димитрия Ростовского, известного духовного писателя и проповедника, — именно та рука, которая писала жития святых.
Будущий святитель родился в 1651 г. в городке Макаров, что под Киевом. Учился в Киево-Могилянской коллегии — самом престижном в то время учебном заведении Киева. Родители его были глубоко верующими православными христианами, опекали монастыри. В семье воспитывалось 12 детей. Неудивительно, что в будущем большинство из них стали людьми духовного звания. В частности, одна из сестер Димитрия была игуменией.
Юноша в 17 лет поступил в Кирилловский монастырь в Киеве. Он мастерски владел пером, скоро стал известен как проповедник слова Божия. В сан иеромонаха его рукоположил архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) в Густынском монастыре. Димитрий Ростовский написал 12 томов своих произведений за 20 лет. Это титанический, колоссальный труд, ведь в нем прослеживались жития святых от I до XVII в.! Писал святитель преимущественно в монастырях Черниговщины, где он жил в то время. Впервые его рукописи были напечатаны в Киево-Печерской Лавре.
Димитрий Ростовский оставил после себя большое творческое наследие: он сочинял стихи, писал музыку, был автором стихотворных спектаклей и др. Некоторое время святитель жил в Елецком монастыре (Черниговская область), в Новгород-Северской обители. Последнее место служения — Ростов Великий (Ярославская область).
В 1709 г. он умер и был похоронен, как и завещал, в одном из монастырей Ростова. Через 50 лет его причислили к лику святых: мощи Димитрия Ростовского оказались нетленными. Когда поднимали крышку гроба, то отпала часть руки. По просьбе черниговских священнослужителей ее передали в с. Полонки, где долгое время пребывал святитель. 

Мощи хранились в Михайловской церкви в красивом серебряном ковчеге. После революции, в 1920 г., его забрали безбожники, как и другие драгоценные церковные вещи. Почти 70 лет десница святителя хранилась у людей, передавалась из поколения в поколение. В 1990 г. ее вернули церкви.

На окраине села есть источник Архистратига Михаила. Он очень древний, в селе уже никто не помнит, когда он появился. Вода целебная, поэтому и идут сюда люди отовсюду. Источник течет из-под холма, а ниже него сделано небольшое закрытое сооружение — купель. Хотя и была в тот день холодная осенняя погода, но все паломники искупались в источнике, окунувшись каждый трижды с головой. Кстати, никто потом не заболел.
Ниже купели течет река Удай, которая когда-то была судоходна, а ныне обмелела. Все эти места всегда опекали казаки. Сейчас в с. Полонки жизнь едва теплится: мы видели не одну заброшенную хату. Правда, есть там страусиная ферма: эти красивые большие птицы любят простор, а его в селе достаточно…
ХРАМЫ И СОБОРЫ ПРИЛУК
Небольшой городок Прилуки расположен на берегу р. Удай. Он впервые упоминается в летописях в 1086 г., когда здесь была крепость для защиты Киевской Руси от набегов кочевых племен печенегов и половцев. В XVI–XVII вв. эти места принадлежали православным князьям Вишневецким. В то время в их владении находилось более 50 городов с почти 100 тысячами населения.
Центральная часть Прилук — городище — возвышается на холме. Здесь расположились четыре величественных храма, а рядом с ними — монумент летописца, который пишет поучение. На этих землях Владимир Мономах с дружиной воевал с половцами. Летописец так увековечил это событие: «… когда мы ехали в город Прилуки, то встретили нас внезапно половецкие князья, 8 тыс. воинов, и хотели мы с ними биться, но оружие отправили вперед на подводах, и мы вошли в город».
Были времена, когда в Прилуках стояла полковая сотня. Паломники имели возможность увидеть каменное сооружение Игната Галагана — прилукского полковника. В этом здании хранились оружие, порох, размещалась полковая канцелярия. Возле каменного сооружения уцелела до наших дней могила неизвестного казака XVIII в.
Величайшая и древнейшая постройка Прилук — Спасо-Преображенский собор, освященный в 1720 г. Он является образцом каменной архитектуры эпохи украинского барокко. Строили его всем миром. Пять куполов храма символизируют Господа нашего Иисуса Христа и четырех евангелистов.
В этом соборе хвалу Господу воздавал святитель Иоасаф, епископ Белгородский (в миру — Иоаким Горленко). Он родился под Прилуками в 1705 г. и был крещен в этом храме. Во времена безбожной власти собор ограбили, священнослужители были репрессированы. Сейчас Спасо-Преображенский собор является действующим, все в нем восстановлено в первоначальной величественной красоте. Главная святыня — чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая».
Рядом с собором расположена церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Когда-то она считалась центральной сторожевой башней города. Старинная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы ныне принадлежит «Киевскому патриархату». Четвертый храм городища — Сретенская церковь — действующий скит Густынского монастыря.
ГУСТЫНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Святая обитель основана в 1600 г. иеромонахом Киево-Печерской Лавры Иоасафом. Он искал в черниговских лесах тихое место, удобное для молитвы и монашеской жизни, и остановился на острове Густынь, что на р. Удай. Остров был покрыт густым дремучим лесом. Отсюда и название монастыря — Густынский. Эти земли принадлежали православному князю Михаилу Вишневецкому. В 1615 г. он даровал монастырю грамоту на владение островом, пахотными землями, лесными угодьями и т. д.
Жена М. Вишневецкого, Ирина Могиляк (из семейства Петра Могилы), способствовала строительству этой обители и созданию двух ее скитов: Мгарского и Ладинского. С годами на острове Густынь возник большой монастырский комплекс. Снаружи его окружали высокая каменная насыпь и ров, заполненный водой. Все это выглядело неприступной крепостью и сохранилось до наших дней.
Щедрые пожертвования на строительство храмов — Успенского, Петро-Павловского и Никольского — вносили Иван Мазепа, князья Вишневецкие и Репнины-Волконские, Лазарь Горленко (дедушка Иоасафа Белгородского).
А самую большую церковь — Троицкую — в 1674–1675 гг. построил на собственные средства гетман Иван Самойлович. Каменная, пятиглавая, она существует до сих пор и является образцом нашего древнего храмостроительства.
Следуя примеру благотворителей — гетманов и князей, и другие лица разных рангов и сословий жертвовали на монастырь. Были времена, когда Густынской обители принадлежали более трех тысяч десятин земли и почти три тысячи душ крестьян, и он считался самым богатым из всех наших монастырей.
В дальнейшем он трижды закрывался, несколько раз его сжигали — стирали с лица земли, но он все равно возрождался. Большие разрушения принесла обители революция 1917 г. — в нем расположили коммуну для беспризорных подростков. Возрождение монастыря началось в 1993 г., когда его настоятельницей стала игумения Вера (за свою благотворительную деятельность во славу Святой Церкви она награждена орденами княгини Ольги II и III степеней). В тот субботний день белоцерковские паломники приехали в монастырь вечером и увидели игумению Веру за послушанием на свечном ящике.
Монастырь полностью реконструирован — замечательные величественные храмы никого не оставляют равнодушным. До наших дней под Троицким храмом сохранилась усыпальница благотворителей монастыря — семьи Горленко, а под Успенской церковью — князей Репниных-Волконских.
Сейчас обитель открыта для всех. Из года в год люди несут сюда свои радость и горе, просят Божией помощи. Спокойная монастырская жизнь течет своим чередом. Устав строг: здесь никто не сидит без дела. Есть в монастыре земельные угодья, пасека, пекарня, гостиница для паломников и др.
Главная святыня монастыря — Густынская чудотворная икона Божией Матери нового письма (сохранился лишь список оригинала). Люди получают от нее благодать Божию, и это подтверждается фактами исцелений и помощи при решении жизненных проблем. Четыреста лет стоит Густынский монастырь — величественный и нерушимый, и несет он любовь и веру всем православным христианам и дает надежду на милость Божию к нам, грешным.
Тамара Зозуленко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика