В декабре Духовно-просветительский центр УПЦ подарил посетителям галереи «Соборная» возможность пообщаться с известными пастырями и миссионерами. Первая встреча состоялась 8 декабря. Свою лекцию прочитал настоятель киевских храмов во имя святителя Луки Крымского и во имя преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев.
Известный проповедник предложил отойти от заявленной темы Рождественского поста и познакомил слушателей с типологией народа Божия. Отправной точкой размышлений отца Андрея стала древняя традиция празднования евреями праздника Кущей, участники которого совершают обряд с пучками из четырех трав. Все они различаются по запаху и вкусу. Первая трава — пахнет и вкусная, вторая — пахнет, но невкусная, третья — не пахнет и вкусная, четвертая — не пахнет и невкусная. «Эти четыре вида растений символизируют собой весь народ Божий», — объясняет отец Андрей.
Первая категория — это святые, которые имеют духовное знание, опытную веру и дела, свидетельствующие о вере. Такой человек изучает Писание, вникает в религиозную жизнь, он просвещен знанием, которое от Бога, любит это знание и может научить других, будучи при этом благочестив. Он стремится не только к знанию и богатству духовного опыта, но также проявляет его через милосердие, воздержание, человеколюбие, долготерпение, кротость и т. д. Т. е. он религиозен не только теоретически, но и практически.
Вторая категория людей, по словам киевского миссионера, соответствует пахнущей траве, но невкусной. «Это смоковница, если угодно, с листьями, но без плодов, — поясняет отец Андрей. — Это человек, который пытается чтото из себяизобразить, но внутрион не таков, каким надо быть». К этому типуон относит людейимеющих церковный опыт и знания, но не имеющих любви и подлинного благочестия.
Третий тип — это люди, которые «вкусны, но не пахнут», благочестивые, однако невежественные. «В разведку с ними идти можно, но спрашивать у них совета нельзя, — считает протоиерей Андрей Ткачев. — Потому что они не знают ничего, живут на интуициях. Сердце у них доброе, а ум путаный или пустой». Подобный тип людей часто становится добычей различных сект и ложных учений. По мнению отца Андрея, именно их обманули в свое время большевики, прельстив христианскими лозунгами всемирного братства и самопожертвования.
Четвертый тип, считает отец Андрей Ткачев, составляет большинство населения. Это те, которые «не пахнут и невкусные». «Люди, у которых нет ничего за душой. Никаких идеалов, никаких выстраданных мыслей, никакого жизненного опыта, то есть люди, у которых даже на смертном одре не найдется и двух слов, чтобы сказать тебе их от сердца к сердцу», — утверждает отец Андрей.
Все эти категории людей составляют народ Божий. По словам отца Андрея Ткачева, Церковь состоит из «настоящих святых, то есть тех, которые вкусные и пахнут, из ненастоящих святых, которые пахнут, но не вкусные, из глупых, но благочестивых людей, которых можно обмануть, и, наконец, из “никого” тоже». При этом важно, отмечает лектор, найти среди этих «четырех трав» себя и начать путь постепенного, но неуклонного исправления своей жизни.
Во второй части беседы отец Андрей рассказал о трех типах людей, в зависимости от их влияния на окружающих. Это «люди-еда», «люди-лекарство» и «люди- болезнь».
Первые — это те, без которых мы не можем обойтись, любимые, родные и близкие. Второй тип — люди, которые нам нужны в определенных случаях. И третьи — люди, появление которых нам неприятно. Протоиерей Андрей Ткачев предлагает осмыслить свои отношения с окружающими исходя из этих трех типов.
«Для большинства людей, которые считают себя верующими, Бог является лекарством, — говорит отец Андрей. — Он нужен людям тогда, когда им плохо, больно, страшно, тоскливо или одиноко. Это неправильно». Бог должен быть для нас всем — едой, дыханием, солнцем, считает проповедник.
В то же время, отец Андрей отмечает, что «в мире увеличивается количество людей, которые относятся к Богу как к болезни. Они говорят: “Отойди от нас, не трогай нас, не мешай нам жить. Мы не хотим делать то, что Ты хочешь, мы хотим делать то, что мы хотим”».
Отец Андрей Ткачев призвал присутствующих почаще размышлять о духовных вещах и делиться своими открытиями с друзьями и близкими.
Вторая встреча в галерее «Соборная» состоялась 12 декабря. На этот раз своими мыслями по поводу миссионерства поделился «главный молодежный» архиерей УПЦ, наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря епископ Иона.
По его мнению, наиболее действенное миссионерство — жизнь по совести. «Независимо от того, священнослужители мы или миряне, мы должны жить так, чтобы наша жизнь была иллюстрацией Евангелия. Наша жизнь должна быть Евангелием в картинках. Не только пост должен быть временем миссионерства, а вообще вся наша жизнь!» — считает владыка.
С особенной теплотой и вдохновением он рассказал о Дохиарской обители на Афоне, с которой имеет дружественные отношения Ионинский монастырь.
«Афонские монастыри отличаются от других обителей тем, что там сохранилась в неприкосновенности и непрерывности монашеская традиция, — говорит епископ Иона. — Ведь в духовной жизни очень много зависит от того, у кого мы учимся, кто является для нас образцом для подражания. В монастыре Дохиар, например, игуменом (настоятелем) является архимандрит Григорий. Он начинал свой монашеский путь под руководством двух подвижников благочестия, двух старцев. Это Филофей (Зервакос) и Амфилохий Патмосский. Это действительно два святых нашего времени. Старец Григорий — достойный наследник и подражатель этих подвижников».
По словам владыки, в Дохиаре осуществляется принцип настоящего монашеского общежития, который у Православия позаимствовали коммунисты в советское время: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Человек приходит в монастырь со своими умениями, которые применяет на послушаниях, и получает от монастыря все необходимое для жизни.
«Дохиар — это настоящее, реальное общежитие, — продолжает епископ Иона. — Такое, о котором читаешь в «Древнем патерике», «Отечнике» и других книгах, повествующих о древних египетских монахах. У братии монастыря нет совершенно никакого имущества. Если к комутозаходишь в келию, там кровать, однаиконка в уголке, стол, ряса, подрясники какаято обувь. Ивсе, больше ничегонет. Книг нет, потому что естьогромная монастырская библиотекаи всегда можновзять любую книгу почитать. Икона тоже одна или две, потому что основное молитвословие происходит в храме, где вся братия обязательно собирается на богослужения».
«Каждый человек там — это настоящий бриллиант, — рассказывает владыка. — Например, игумен монастыря, старец Григорий, вообще уникальный человек. У него тяжелая форма диабета, он периодически лечится, сам себе делает инъекции. И когда у него обострение, когда ему особенно тяжело, он не выходит на общую работу с братией. Но когда здоров, то всегда вместе с братией на послушании. Когда отец Григорий говорит о какойтодуховной проблеме, онбуквально начинает плакать. Он рассказывает, ау самого слезыиз глаз текут. Настолько он поглощенэтой чужой болью, так она еготерзает. Он дажебольше переживает, чем тот человек, который пришел со своей проблемой».
Общение епископа Ионы с посетителями галереи «Соборная» продолжилось и после окончания беседы, так много оказалось желающих поговорить с архиереем о насущных вопросах.
Третья, заключительная встреча, состоялась 26 декабря. В гостях у Духовно-просветительского центра УПЦ был настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Коцюбинское Киевской области священник Николай Могильный. Он известен как ведущий ионинской «молодежки» и духовно-просветительских передач на радио «Эра». Кроме того, отец Николай вместе со своей супругой воспитывают восьмерых детей. Поэтому его беседа была посвящена секретам создания крепкой семьи.
Организаторы просветительских встреч обещают регулярно приглашать интересных собеседников в галерею «Соборная» и приглашают всех желающих посетить Духовно-просветительский центр УПЦ на территории строящегося кафедрального собора в честь Воскресения Христова (http://www.sobor.in.ua, http://www.duhcenter.in.ua) по адресу: г. Киев, Железнодорожное шоссе, 3.
Олег Карпенко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика