Рождение ребенка — не только одна из целей брака и источник семейной радости, но и Божие благословение. После сотворения первых на Земле людей Адама и Евы “благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…” (Быт. 1: 28).

В понимании Священного Писания дети — это Божий дар: “Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа” (Быт. 4: 1). Исав после долгой разлуки встречается с братом Иаковом: “И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему” (Быт. 33: 5).
Одна из самых почитаемых в православном богослужении книг Библии — Псалтирь сообщает: “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева” (Пс. 126: 3). Более того, Писание говорит, что Господь формирует ребенка в материнской утробе: “Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” (Пс. 138: 13–16).
Заключая с Аврамом завет, Господь вносит в него и детей: “поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя” (Быт. 17: 7). Эта мысль утверждается и в Новом Завете, когда в день Пятидесятницы апостол Петр обращается к собравшимся в Иерусалиме: “Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш” (Деян. 2: 39).

Основа взаимоотношений между родителями и детьми также установлена Самим Богом. Так, подтверждая установление Завета, Бог велит Моисею передать Израилю: “И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая” (Втор. 6: 6–7). Книга Притч призывает: “Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится” (Притч. 22: 6).

В эпоху Нового Завета главной обязанностью родителей по отношению к детям является их воспитание в традициях христианского благочестия. Апостол Павел просит родителей: “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф. 6: 4).
Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии — долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве”.
Хотя Священное Писание не отрицает и того, что родители должны заботиться о материальном благополучии своих детей: “Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей” (2 Кор. 12: 14).
Библия говорит нам о возможности наказания детей в процессе их воспитания: “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его” (Притч. 13: 25); “Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней” (Притч. 23: 13–14); “Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери” (Притч. 29: 15); “Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей” (Притч. 29: 17). Но подобное наказание не должно быть несправедливым, так как это только настраивает детей против родителей. Поэтому еще раз обратим внимание на слова апостола Павла: “Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали” (Кол. 3: 21).
Здесь следует отметить, что, по мнению православных педагогов, при воспитании детей надо остерегаться и чрезмерной строгости, и излишней снисходительности. Необходимо уметь правильно сочетать дисциплину и наставление, строгость и ласку. При суровом воспитании ребенок может стать боязливым, забитым, лишенным всякой энергии и самостоятельности, даже лицемерным и льстивым. А при либеральности в воспитании он становится капризным, неуважительным к родителям, самонадеянным, высокомерным, упрямым и дерзким.
“И если увидишь, что нарушается закон, — советует святитель Иоанн Златоуст, — накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещая награду. Ударами же не злоупотребляй — ибо если приучится к тому, что его постоянно этим воспитывают, приучится и пренебрегать этим… тогда все потеряно… Когда видишь, что страх пошел на пользу, отложи его, ибо природа наша нуждается в успокоении”.
Обязанности детей кратко формулируются пятой заповедью Закона Моисеева: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе” (Исх. 20: 12; Втор. 5: 16). Более пространно в Ветхом Завете об отношениях детей к родителям говорит книга Притч: “Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей” (Притч. 1: 8–9); “Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится” (Притч. 23: 22).
Книга Сираха говорит о прощении грехов человека при условии, что он чтит своих родителей: “Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои” (Сир. 3: 12–15).

В Ветхом Завете за пренебрежение заповедью о почитании родителей предписывалась смертная казнь: “Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти” (Исх. 21: 15); “Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем” (Лев. 20: 9; Исх. 21: 17); “Проклят злословящий отца своего или матерь свою!” (Втор. 27: 16); “Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою” (Сир. 3: 16).
В Евангелии Христос, обличая лицемерие книжников и фарисеев, упоминает ветхозаветную заповедь о почитании родителей: “Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет” (Мф. 15: 4). У апостола Павла эта заповедь именуется заповедью с обетованием: “Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»” (Еф. 6: 1–3). В Послании к Колоссянам апостол говорит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу” (3: 20).
В заключение необходимо отметить, что основополагающим принципом взаимоотношений между родителями и детьми является любовь: родителей — к детям и Богу, детей — к родителям и Богу, Бога же — и к детям, и к родителям.
Святитель Иоанн Златоуст пишет так: “Дабы родители, получив повеление воспитывать детей, не пренебрегали Божиими повелениями, Он присоединил естественную необходимость. А чтобы эта связь не была ослабляема оскорблениями со стороны детей и не расторглась, Он оградил ее наказаниями и от Себя, и от самих родителей, таким образом и детей весьма строго подчиняя родителям, и в родителях возбуждая любовь к детям. И не этим только, но и другим еще… способом Бог крепко и тесно связал нас с ними. Он не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал”.
Подготовил протоиерейНиколай Баранов
 

One Response to БЛАГОРАЗУМИЕ И НАСТАВЛЕНИЕ: ЖИЗНЬ ПО БИБЛИИ

  1. Какое это великое счастье — ЖИТЬ,
    Существовать в Мире, дышать, видеть небо, воду, солнце! (И. Бунин)

    Вот проблема: «Некому будет судить». ВАШЕ мнение и как быть?

    Риск собою — дело личное. Риск термоядерного ИСПЕПЕЛЕНИЯ Землян — ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
    «Некому будет судить», — это чудовищный ЦИНИЗМ отца атомной бомбы Оппенгеймера,
    признание им ГИБЕЛИ всех ЛЮДЕЙ в ядерном катаклизме; итог его спеси ПАЛАЧЕСКИЙ
    морализм: «Я — СМЕРТЬ, великий разрушитель МИРОВ, несущий ГИБЕЛЬ всему ЖИВОМУ».
    Игнорируя оппонентов и УГРОЗЫ 96% ТЕМНОЙ энергии и материи от всего Мироздания
    (3,6% газ и пыль МИРОВ; 0,4% ВСЕ звезды и Земля) в Большом адронном коллайдере
    ЦЕРН творят ТЕРМОЯДЕРНОЕ безумие — Большой Взрыв Земли (ОАЗИС Жизни Вселенной).
    ФАНАТИКИ Большого Взрыва РИСКУЮТ самым главным Правом Землян — Правом на ЖИЗНЬ.
    Видимо, ГОРДЫНЯ ума ядерщиков ПОДАВИЛА инстинкт самосохранения — УБИЛА совесть.
    Любой взрыв — СТИХИЯ. Цена СТИХИИ Большого Взрыва — термоядерный ХОЛОКОСТ Мира.
    Похоже, коллайдерно-термоядерные игры ВЫЖГЛИ иные МИРЫ. Ау! Вселенная! Мы ОДНИ.
    Вот и фатально-безответственные «отцы» БОЛЬШОГО ВЗРЫВА рискуют КРЕМАЦИЕЙ Земли.
    Уму непостижимо! ЗНАЯ, боссы ЦЕРН идут на РИСК термоядерной КАЗНИ Человечества.
    Мрак НЕБЫТИЯ от провокаций Большого Взрыва РЕАЛЬНЕЙ искорки ЖИЗНИ во Вселенной.
    Теватрон США потряс: из МОГУЧЕГО коллайдера вырвались НАРУЖУ струи частиц ТЬМЫ.
    Выходит, чем вероятней ЖИЗНЬ, тем верней Мрак НЕБЫТИЯ от коллайдерной АГРЕССИИ.
    Чёрные ДЫРЫ? Аннигиляцию Материи? Термоядерный Большой Взрыв? Какую КАТАСТРОФУ
    РАЗВЕРЗНУТ ради «Нобелевки» ШЕФЫ коллайдеров ТЕРМОЯДЕРНОЙ провокацией 96% ТЬМЫ?
    Никакие дела ядерщиков не стоят Землеубийства. Символичны ПРОВАЛЫ безопасности
    “от ДУРАКА” атомщиков до АВАРИИ позора СУПЕРКОЛЛАЙДЕРА ЦЕРН от кусочка булочки.
    Не одними коллайдерами движима НАУКА Мироздания. Следует, оградив ядерщиков от
    ПРЕСТУПНОГО риска, развить НЕОПАСНЫЙ поиск ИСТИНЫ, изучая всеобъемлющий КОСМОС.
    Не атом, УЖАСЕН наш пофигизм: ЖЕРТВЫ Хиросимы, Нагасаки, АЭС Чернобыля, Японии.
    Равны ли Прохожие и толпы ЯРЫХ фанатов — частицы космоса и СМЕРЧИ в коллайдере?
    Нет ПОНАРОШКУ Большого Взрыва — ВЗРЫВ коллайдера и Мир ИСЧЕЗНЕТ. Разум! Где ты?
    Дабы отвратить коллайдерную ГИБЕЛЬ Землян пошлите свое возмущение в ЦЕРН и ООН!
    Спросите себя: «Если не Я, то кто?» Очнитесь же! Проявив волю, одолевая апатию,
    свершите ПОСТУПОК, сообщите ВСЕМ этот ТЕКСТ или свой ВЕРДИКТ и продлится ЖИЗНЬ!
    P.S.
    Прошу, участвуйте, есть надежда — уже ликвидирован ОПАСНЫЙ коллайдер Теватрон.
    Вещий.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика