Неоднократно приходилось слышать от неверующих, что люди (а особенно монахи) «ударяются» в религию, чтобы уйти от житейских проблем, спрятаться от жизненных трудностей, что верующий человек создает свой мирок, в котором прячется от реальностей этого мира. Может быть, некоторые люди именно такой и представляют духовную жизнь, но это далеко от истины. Если говорить на эту тему с атеистами, то вряд ли можно будет найти убедительный контраргумент. Для них Церковь — ненужный и даже вредный пережиток прошлого.

Однако давайте посмотрим на саму историю. И в качестве примера возьмем самое атеистическое государство — бывший Советский Союз. Какие положительные результаты дало обществу уничтожение Церкви? Никаких.
Увеличилось количество населения в стране? Повысился культурный уровень, возрос уровень развития наук? Все стали одинаково богатыми? Отнюдь нет. Безнравственность, лживость и попытки построить свое счастье на несчастье других проникли в самые разные сферы советской системы и привели к ее краху. Воровство, безответственность, супружеские измены, аборты, пьянство прочно укоренились в обществе.
И до сих пор мы пожинаем их плоды. И до сих пор, не понимая ценности этой жизни, многие живут в мире призраков — низменные интересы, погоня за богатством, равнодушие к горю других, в конце концов — бессмыслица существования и разочаровние в жизни. Вот что было порождено безбожием. Грехом повреждена человеческая воля и совесть. Человеку все труднее и труднее творить добро.
А еще, как следствие атеизма — вопиющая духовная безграмотность. Как-то пришлось общаться с человеком, который увлекался тибетской философией и различными псевдодуховными практиками. «Мне было там так хорошо, — рассказывал он об опыте своих астральных “путешествий”, — что возвращение в этот мир тяготило меня, я не хотел жить…» Другая реальность, псевдореальность, не отпускала этого человека. Результатом стал «уход» в алкоголизм.
Да, Православная Церковь призывает нас не привязываться к этому миру. И связано это не с ненавистью к самому миру, ведь он — Божие творение, — но с ненавистью ко греху, к злу, которые им овладевают. Церковь призывает к активной жизненной позиции: не бояться жизненных трудностей, не убегать в мир иллюзий (алкоголь, наркотики, виртуальные игры и т. п.).
Церковь призывает помогать тем, кто попал в беду, но не упиваться чувством своей надмирности, бесстрастности, нередко вызванной на самом деле безразличием как к злу, так и к добру. Церковь призывает нас реально взглянуть на этот мир — со всеми его плюсами и минусами. Но это взгляд с позиции главной реальности, реальности, превосходящей все реальности, — Божественного бытия, Божественной Премудрости. Иначе все будет казаться суетой сует, и нашу внутреннюю пустоту подменит демоническая псевдореальность.
Со времени грехопадения человек переживает тоску по утраченному блаженству, но вернуть потерянный рай можно только обратившись к его Создателю. Все остальное будет суррогатом рая, суррогатом счастья и в конечном итоге приведет к НЕсчастью.
Архимандрит Лонгин (Чернуха)
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика