«Христос Великий Архиерей».
Греческая икона XVII в.
По мысли святого Игнатия,
 в уважении, оказываемом епископу,
 выражается повиновение Богу,
«Епископу всех» (Магн. 3)
В минувшем году в рубрике «Патрология» «Церковная православная газета» рассказывала своим читателям о священномученике Игнатии Богоносце и о его Послании к римлянам, в котором святой увещевал собратьев-христиан не препятствовать ему принять мученическую смерть (см.: № 10 «ЦПГ» за 2012 г.). Однако нельзя оставить без внимания и другие послания святителя Игнатия и, в частности, его высказывания о церковной иерархии. Во всех этих посланиях (к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, смирнянам, а также к Поликарпу Смирнскому), так или иначе, говорится о единстве Церкви и единении с епископом.
В Послании к ефесянам святой Игнатий Богоносец, в частности, пишет: «<…> вам надлежит согласоваться с мыслью епископа, что вы и делаете. И ваше знаменитое, достойное Бога пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовью прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына» (Ефес. 4).
По словам патролога А. И. Сидорова, в образе хора святой Игнатий «концентрирует самую суть и своей, и вообще православной экклесиологии: все верующие составляют единый хор, «Регентом» которого является Бог»; однако у каждого в этом хоре — своя «партия», и созвучие достигается в первую очередь послушанием мирян епископу и клиру.
Церковная иерархия, согласно святому Игнатию, — установление Божие, и в Послании к траллийцам он призывает верующих: «Все почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а епископа — как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же — как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» (Трал. 3).
Как отмечает К. Е. Скурат, святой Игнатий Богоносец «первый ясно учит о единоличном епископате, как представителе церковного единства» и первый ясно различает епископскую, пресвитерскую и диаконскую степени иерархии, никогда не смешивая их, как другие авторы. При этом пребывание в единстве с епископом, по мысли святого Игнатия, — признак истинных христиан: «Ибо которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом» (Филад. 3).
Легко опознаваемы и в наше время некоторые проблемы церковной жизни, затрагиваемые в посланиях святого Игнатия. Вот, например, фрагмент из Послания к магнезийцам: «И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а по силе Бога Отца [т. е. по силе, данной Богом, или по вниманию к Божественной силе, поставившей епископа] оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах ваших, что они не смотрят на видимую молодость его, а как богомудрые повинуются ему <…>» (Магн. 3).
И еще один отрывок: «Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, недобросовестны, потому что не вполне по заповеди делают собрания» (Магн. 4).
По слову святителя Игнатия, «почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу» (Смир. 9). Себя же богоносный священномученик называет жертвой «за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам и диаконам» (Полик. 6).

Стоит заметить, что, многократно увещевая христиан хранить единение с епископом, почитать его (с пресвитерами и диаконами), пребывать в послушании ему, святой Игнатий пишет и о епископском послушании. В Послании к святому Поликарпу Смирнскому он обращается к собрату-епископу как к «состоящему под епископством Бога Отца и Господа Иисуса Христа» и увещает его: «Снисходи ко всем, как и к тебе — Господь»; «ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай без воли Божией, чего, впрочем, ты и не делаешь. Стой твердо!».
Подготовил Михаил Мазурин
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ О ЕПИСКОПАТЕ:
ИЗ ПОСЛАНИЯ К ЕФЕСЯНАМ:
Глава V.
Важность единения церковного
В самом деле, если я в короткое время возымел такое дружество с вашим епископом — не человеческое, а духовное, то сколько, думаю, блаженнее вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение. Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия. Если молитва двоих [см.: Мф. 18: 19] имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится [Иак. 4: 6]. Постараемся же не противиться епископу, чтобы нам быть покорными Богу.
Глава VI.
Смотрите на епископа как на Самого Христа
И чем более кто видит епископа молчащим [т. е. не вступающимся за оскорбление или пренебрежение его достоинства], тем более должен бояться его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего [ср.: Мф. 10: 40]. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на Самого Господа. <…>
ИЗ ПОСЛАНИЯ К ФИЛАДЕЛЬФИЙЦАМ:
Глава III.
Удаляйтесь отделяющихся от единства Церкви
Удаляйтесь от злых плевел, которых не возращает Иисус Христос, потому что они не насаждение Отца. Не то чтобы я нашел у вас разделение, напротив, скорее очищение. Ибо которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом. И те, которые, покаявшись, придут в еединение Церкви, также будут Божии, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божия. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову.
Глава IV.
Имейте одну Евхаристию
Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге.
ИЗ ПОСЛАНИЯ К СМИРНЯНАМ:
Глава VIII.
Ничего не делайте без епископа
Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству — как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно.
Печатается по изданию:
Писания мужей апостольских.
— Издательский совет
Русской Православной Церкви, 2008.
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика