«…Если бы теперь мне еще раз пришлось
полюбоваться на эту громадную картину
с меловых скал Святогорских,
я, несомненно, многое забыл бы ради нея»
Василий Немирович-Данченко
На живописном берегу р. Северский Донец, среди меловых гор, покрытых густым лесом, расположилась древняя обитель. Одна из существующих в исторической науке версий относит ее происхождение ко времени возникновения иконоборческой ереси в Византии (VIII–IX вв.) — как раз тогда часть тамошних иноков, оставшихся верными Православию, переселились в эти края. Но другие исследователи полагают, что первые пещерные монастыри возникли здесь во времена Древней Руси.
Зарождение обители
Гонимые императорами-еретиками православные иконопочитатели, переправившись через Черное море, нашли приют в Крыму, а некоторые из них поднялись по рекам Дон, Северский Донец и далее на север. Возможно, свидетельством этого являются многие до сих пор существующие пещерные обители на территории Воронежской, Донецкой и Луганской областей. Некоторые (хоть и весьма туманные) сведения содержат «Жития святых» (Стефана Сурожского, Феодора Студита и других).
Около 860 г. В здешних краях, которые в ту пору входили в состав Хазарского каганата, проповедовали Православную веру равноапостольные Кирилл и Мефодий. На территории, примыкающей к Святым горам, археологами были найдены многие предметы, принадлежавшие христианскому населению.
Погребения возле некоторых городищ (Царино и Зливки), совершенные по христианской традиции, относятся к XI–XIV вв. Памятником этого времени являются сохранившиеся до наших дней Святогорские пещеры — свидетели древних подвигов братии и трудов основателей обители.

Первые заметки о Святогорском монастыре появились в Московских летописях XVI в.: он упоминается в качестве сторожевого поста государства, т. к. в то время обитель была самым южным русским монастырем в степи, находящимся за «чертою», т. е. за границей.

До начала XVIII в. монастырь не раз подвергался разграблениям от крымских татар и «воровских людей», поэтому царскими указами предписывалось постоянно проживать в нем отряду воинов c целью обороны этого рубежа. Начиная с XVII в. Святогорский монастырь неизменно фигурирует в государственных документах как важный стратегический пункт на южных границах и укрытие для православных, бежавших из крымского плена, а также подвергавшихся религиозным гонениям в польско-литовских землях.
Крепостью служила сама меловая скала. Неприступная со всех сторон, она была надежным убежищем. По монастырской описи 1758 г. в обители числилось четыре пушки: три медных и одна чугунная, а в синодике упоминается пушкарь — монах Иаков.
По царскому указу в Святогорскую крепость были посланы служилые люди из Чугуева и Белгорода, чтобы «татары и воры Черкасы безвестно украдом и обманом какого дурна не сделали».
В конце XVII в. у подножия скалы были заложены первые наземные храмы. В 1679 г. Был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. — новый каменный Успенский собор. Переселение монахов связывалось с трудностями жизни в пещерах, о чем нам говорит грамота архимандрита Иоиля, составленная им в 1679 г.:
«Архимандрит з братиею из реки Северского Донца на всякую потребу в монастырь на гору воду носят на себе по ступеням бочками по мере з 200 сажень… и от такия великия скудности в том монастыре старцы не живут, и ныне он, архимандрит з братиею, для зимнего времени и летняго пристанища всяких чинов людям, которые приходят в монастырь помолиться, под горой на берегу у реки Северского Донца… строит деревянную церковь теплую во имя святых апостолов Петра и Павла».
Кроме того, выбор места основания обители определялся и другими причинами: наличием естественной крепости — меловой скалы, относительно недоступной для внешних врагов, близостью существующей переправы через Донец — «большого» или «посольского» перевоза, ставшего важной и чуть ли не единственной статьей дохода монастыря в первоначальный период существования, а также наличием русского сторожевого пункта — «Святогорской сторожи».
Трудные времена
В XVIII в. обитель постигли новые беды, среди которых были и моровые язвы, уносившие жизни многих братий. А в 1787 г., согласно новой политике секуляризации церковных земель, по указу Екатерины II Святогорский монастырь был вообще закрыт, а все его имущество отписано в казну. В 1790 г. Императрица подарила Святогорское имение князю Григорию Потемкину. От упраздненного монастыря осталась только церковь, существовавшая как приходская.
Святитель Филарет (Гумилевский) писал, что еще в древности в Никольском пещерном храме, освященном после восстановления в XIX в. в честь Рождества Иоанна Предтечи, на меловом столпе был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры пришли в запустение, и только столп, на котором была обретена икона, продолжал привлекать многих богомольцев.
Восстановление обители, при деятельном участии новых владельцев Святогорья — князя
Александра Михайловича и Татьяны Борисовны Потемкиных, произошло в 1844 г. Еще в 1836 г. были посланы ходатайства (в частности, от запорожских монахов) о восстановлении монастыря.
В 1841 г. рассматривался вопрос о возобновлении пещерных сооружений, а в 1842 г. — о сборе подаяний на восстановление монастыря… Потемкины обратились в Священный Синод с просьбой о возобновлении обители, выделяя для нее 70 десятин лесной, сенокосной и огородной земли, жертвуя и деньги.
Факт возобновления Святогорской обители получил широкий резонанс. Прошли торжественные празднества по этому случаю. Высочайшее повеление ограничивало штат монастыря 24 иноками.
Большую помощь обители оказала графиня Татьяна Борисовна Потемкина (урожденная
Голицына). Она приезжала сюда почти каждое лето и принимала непосредственное участие в монастырских делах. Благодаря ей обитель получила льготы. Некоторые памятники архитектуры были построены по ее инициативе, в частности Преображенская церковь (1860).
В ХІХ в. на Святой горе, в одной из меловых скал, обнаружили глубокую подземную пещеру, в которой, как оказалось, еще до основания обители был храм. Исследователи предположили, что это церковь в честь преподобных Антония и Феодосия. При ней доживали свои дни схимонахи.

В настоящее время здесь проведены ремонтные работы и экспонируется археологический материал историко-архитектурного заповедника. Сохранилась часть пещерного монастыря, уцелевшая после обрушения скалы. Основной подход к пещерному комплексу проходит внутри меловых гор по подземному лабиринту длиной до 500 м. От подножия монастыря можно дойти до самой вершины.

Сохранилась и дорога к Святогорскому монастырю, прорубленная в отрогах меловых гор еще несколько веков назад и служившая основным путем сообщения с внешним миром. В ХІХ в. Она была выложена камнем, а в конце 70-х годов ХХ в. — плитами.
Возрождение
После второго открытия обители ее настоятелем был назначен казначей Глинской пустыни иеромонах Арсений (впоследствии — архимандрит), который прибыл в монастырь вместе с некоторыми из наиболее ревностных глинских иноков.
За короткое время Святогорская пустынь расцвела. Были построены новые настоятельский, братский, просфорный, экономический корпуса, гостиницы, трапезные, а также обновлены древние храмы и пещерные церкви.
Кроме того, построен новый храм с колокольней, заложены Преображенская церковь на вершине горы, Успенский собор и скитский храм во имя преподобного Арсения Великого. Также обитель имела столярную, бондарную, слесарную, кузнечную, сапожную, портняжную и иконописную мастерские, пасеку на 600 ульев, свечной завод.
После своей кончины архимандрит Арсений был похоронен в древнем пещерном некрополе меловой скалы. До настоящего времени сохранились вырубленные в узком коридоре ниши, где нашли свое последнее пристанище первые насельники монастыря.
В помещениях пещерного комплекса достаточно ощутим высокий уровень влажности. Но здесь работала система естественного проветривания, что способствовало уменьшению влажности воздуха. Более сырым являлся нижний ярус пещерного монастыря, где была расположена вырубленная в ХІХ в. подземная однонефная Алексеевская церковь.
Центральным структурным элементом верхнего яруса является Николаевская церковь, служившая основным культовым помещением до 1632 г., после чего прорубили ход в верхнюю часть утеса, где была ископана пещерная Успенская церковь.
Однако в результате обрушения верхней части утеса этот памятник был уничтожен. В настоящее время Николаевская церковь используется как одно из экспозиционных помещений историко-архитектурного заповедника.
По обе стороны от нее расположены келии и общая трапезная. Ориентировочно здесь проживало до 30 человек, из которых только 12 были монахами. Тут же обитали наемные работники и воины.
Николаевская церковь стала одним из лучших творений украинского народного зодчества. Отличительная ее особенность — композиционное единство с меловой скалой и окружающим природным ландшафтом.

Исторические документы свидетельствуют, что жизнь в пещерах меловой скалы продолжалась почти 60 лет — с 1624 по 1679 г., когда у подножия утеса на берегу Северского Донца была построена первая деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла.

В конце XVII в. монахи переселились в наземные сооружения, а в пещерных келиях мелового утеса обитали только затворники. В возрожденной обители был введен устав Глинской пустыни, а духовная жизнь братии проходила под влиянием опытных духовников — учеников знаменитого старца игумена Филарета (Данилевского).
При следующем настоятеле, архимандрите Германе, было закончено строительство заложенных ранее храмов, а также устроен больничный хутор с церковью в честь Ахтырской иконы Богоматери, трапезный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Спасов скит (на месте крушения царского поезда в 1888 г.).
Успенский собор возведен в 1859–1868 гг. По заказу монастыря его проект выполнил академик архитектуры Алексей Горностаев в Петербурге. Подрядчиком был Яков Еремин — крестьянин Владимирской губернии, работавший безвозмездно, во славу Божию.
В московской мастерской художника Степанова был сделан иконостас. Это монументальное сооружение архитектурного ансамбля в русско-византийском стиле сохранилось до настоящего времени. В первой половине 1880-х годов реставрировали фасады памятника и живопись в интерьере собора.
Существует и монастырская гостиница, построенная во второй половине ХIХ в. Известно, что в мае 1887 г. в ней останавливался Антон Чехов, здесь же, во время посещения Святых гор, проживали Иван Бунин, Федор Тютчев, Сергей Ценский, Илья Репин.
Ризница Святогорского монастыря размещалась в Покровской церкви. Там же находились архив и богатая библиотека, где среди богословской литературы хранились книги и документы исторического характера. Так, академик Д. Багалей отмечал историческую и художественную значимость рукописного синодика (книга поминовения) Святогорского монастыря 1710 г., Евангелия XVII в.
Чехов писал: «Часы на Святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать». К сожалению, это уникальное изобретение местного умельца было утрачено, и только отверстия в верхней части колокольни напоминают о когда-то помещавшихся здесь часах. Сама же Покровская церковь с колокольней в целом сохранилась, хотя и значительно утратила свой первоначальный декор.
Знаменитая Кирилло-Мефодиевская лестница Святогорского монастыря была построена в 1851 г. на средства помещика Шабельского. Крытая галерея имела 511 ступеней и соединяла нижнюю территорию монастыря с Николаевской церковью на вершине меловой скалы. Это было неординарное в архитектурном плане сооружение, со множеством башен и с золочеными главками.
Сооружения монастыря (гостиница, столовая, чайная, кладовые и др.) были объединены в гостиничный двор. Некоторые здания утрачены, большей частью в период войны 1941–1945 гг. В настоящее время осталось четыре здания гостиничного двора. Эти объекты также входят в комплекс памятников Святогорского заповедника.
Гостиничный двор монастыря был выстроен в основном в 50–70-е годы ХІХ в., гостиница же существовала и в XVIII в. По расходной книге монастыря за 1917 г., в летние месяцы расходы обители достигали 30 тысяч рублей. Некоторые постройки двора сохранились и продолжают частично использоваться для хозяйственных нужд.
Села Богородичное, Студенок, Банное, находящиеся здесь, были основаны в первой половине XVIII в., в период интенсивного заселения этой местности, принадлежавшей Святогорскому монастырю. В настоящее время эти населенные пункты сохранили свои прежние названия, за исключением поселка Банное, переименованного в 1964 г. в Славяногорск (теперь — Святогорск) и являющегося городом-курортом.
Монастырский или больничный хутор в начале XX в. представлял собой обширный комплекс построек, куда входили, кроме описанных сооружений, больница, церковь и некоторые другие постройки хозяйственного назначения. Этот комплекс почти полностью был уничтожен в период Великой Отечественной войны.
В Святогорье сохранились уникальные лесные массивы: дубовые рощи, сосновые насаждения, хотя значительная часть леса была истреблена в XVIII–XIX вв. Современники свидетельствовали, что из одного дуба выстраивали ветряную мельницу и амбар, а по Дону и Азовскому морю ходили ладьи донских казаков, сделанные из святогорского дерева.
«Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу реки Донца, у подножия громадной белой скалы, на которой теснясь и нависая друг над другом громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх… Сосны буквально висят в воздухе и того гляди свалятся. Кукушки и соловьи не умолкают ни днем ни ночью…» (А. Чехов).
Обычаи и порядки здесь были таковы, что среди местного населения ходила поговорка: «Хорошо, как в Святых горах». Старанием настоятеля, архимандрита Германа, с 1879 г. в монастыре начала работать собственная фотостудия. Заведовал ею основательно знавший фотографическое искусство монах Тимон. Благодаря этому замечательные виды обители, снятые в то время, сохранились до наших дней.
Историк В. Дедов сообщает о существовании кладбища перед входом в подземную церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Лица, похороненные здесь, были в основном из высшего сословия.
Иоанн затворник

С 1851 по 1867 г. в одной из пещер монастыря пребывал в затворе иеросхимонах Иоанн. Только два раза в год он выходил на маленькую площадку, чтобы сверху полюбоваться красотой этой земли и рекой, струящейся внизу.

Преподобный Иоанн (в миру — Иван Крюков) родился в 1795 г. в Курске и с восьми лет мечтал о монашестве. Семья жила в нищете, думать о грамоте было некогда. Мальчик пережил притеснения, обиды и побои со стороны хозяев, у которых работал.
Посетив Глинскую пустынь, стал проситься у матери отпустить его туда. Она не смогла удержать сына, сказав на прощание: «Иди с Богом и молись за меня!». Так Иоанн посвятил свою жизнь Богу. Когда была открыта Святогорская обитель, то игумен Арсений перевел его к себе, а потом, испытав Иоанна, велел ему затвориться в келии для сугубой молитвы.
Деятельное участие принимал преподобный Иоанн затворник в расчистке и расширении ранее утерянного, а в 1846 г. вновь обретенного (по указанию одного столетнего старца) подземного храма. Его руками в алтаре был высечен меловой престол. Храм освятили в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Последние дни затворник, будучи весьма болен, доживал на больничном хуторе монастыря, где и упокоился. 24 августа 1995 г. он был причислен Церковью к лику святых.
Лихолетье
Приход безбожников к власти коренным образом изменил дальнейшую жизнь Святогорского монастыря, разграбление которого началось в 1918 г. Все имущество было описано и изъято; кощунство над святыней сопровождалось избиением монастырской братии. В короткий срок всех насельников выдворили за пределы монастыря.
В 1922 г. Святогорская пустынь была закрыта. Поругание обители проявилось даже в переименовании: Святые горы были названы Красными. В 1927 г. как символ господства новой власти здесь воздвигли памятник революционеру Артему. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм в честь Преображения Господня к тому времени взорвали. Пришли в запустение и были разобраны храмы в Ахтырском, Арсениевском и Спасовом скитах.
В 1942 г. обитель вновь открылась в качестве прихода, но просуществовала недолго. В 1947 г. был взорван кладбищенский Всехсвятский храм, а в 1960-х годах — уничтожены все монастырские кладбища. В 1950-х годах главный храм обители — Успенский собор — в краткие сроки был перестроен под кинотеатр, а трапезная церковь в честь Рождества Богородицы — под столовую санатория…
* * *
В 1992 г. исполнились пророчества многих Святогорских старцев, ставших свидетелями закрытия обители: монастырь был восстановлен. 20 августа, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел Успенского собора, в этом возрожденном храме была совершена первая Литургия, а 4 октября того же года крестным ходом была возвращена в обитель великая святыня — Святогорская икона Божией Матери.
Спустя три года, с увеличением количества братии, началась его реставрация. На сегодняшний день монастырю переданы все сохранившиеся храмы, бывшие в его ведении до закрытия, а на месте взорванных строятся новые.
Ныне Успенский Святогорский монастырь является крупнейшим духовным центром, окормляющим православную паству Донбасса, Слободской Украины. Монастырь известен далеко за пределами Донецкого края: в праздники Святогорской иконе Божией Матери, преподобного Иоанна затворника, Успения Божией Матери в обитель съезжается до 10–12 тысяч паломников из Украины, России и Беларуси, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Число братии составляет более 100 человек, с каждым годом оно увеличивается. В обители восстановлены два скита — Всехсвятский и в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. В прилегающем к монастырю с. Богородичное открыт храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». На пяти монастырских колокольнях установлено 54 колокола, самый большой из них весит более 6 т. В обители организован прекрасный братский хор.

Еще до 1917 г., по ходатайству верующих, в частности запорожского и донского казачества, неоднократно поднимался вопрос о присвоении Святогорской пустыни статуса Лавры. Однако печальные исторические события воспрепятствовали этому.
Прошли десятилетия, многое изменилось в жизни Церкви. 9 марта 2004 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви рассмотрел и поддержал предложение о присвоении Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.
В день ее освящения, 25 сентября 2004 г., Божественную литургию здесь совершил Блаженнейший Владимир Митрополит Киевский и всея Украины. Так родилась еще одна Лавра в Украине. 8 мая 2008 г. Священный Синод принял решение о канонизации подвижников Святогорской Лавры: епископа Крутицкого Илариона (Григоровича, † 1759) и еще 11 преподобных, четырех преподобноисповедников и одного Христа ради юродивого, подвизавшихся в разное время в обители.
Ныне насельниками Святогорской Лавры восстанавливаются и реставрируются памятники XVII–XIX вв., создаются новые храмы и здания, необходимые для обеспечения молитвенной жизни Лавры, а также для прибывающих в монастырь и его скиты паломников.
1 ноября 2009 г. состоялась закладка храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии в городе Святогорске. 7 июля 2009 г., в день Рождества Иоанна Предтечи и накануне памяти преподобного Киприана Святогорского, в Святогорской Лавре были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по ее возобновлении в 1844 г. — архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина).
30 июля того же года, в день празднования Святогорской иконе Божией Матери, Успенскую Святогорскую Лавру впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в ней Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир и многие виднейшие иерархи РПЦ.
Лев Кудрявцев
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика