Сегодня в нашей Церкви издается множество печатной периодики. Но далеко не все верующие о ней знают, что уж говорить о людях, которые редко заходят в храм. Православный семейный журнал «Фамилия» одним из важнейших направлений своей просветительской деятельности считает популяризацию православной публицистики среди широких слоев населения.

«Фамилия» — сравнительно молодое издание. Существуя с осени 2009 г., журнал несколько раз менял внешний формат и внутреннее наполнение, стараясь стать как можно ближе и понятнее читателю. Помогать людям создавать и сохранять крепкие семьи — в этом «Фамилия» видит главную задачу своих трудов. Все тексты издания посвящены вечным ценностям — темам любви, верности, дружбы, семейным традициям, связи человека с другими людьми и Богом. На страницах журнала с читателями беседуют эксперты в человеческих отношениях — православные священники, психологи, педагоги, что делает издание интересным многим и многим людям.
ИНФОРМАЦИЯ НЕ ДОХОДИТ
Немало читателей знают или хотя бы держали в руках такие украинские православные издания, как журнал для молодежи «Отрок.ua», журнал для сомневающихся «Фома в Украине», женский журнал «Самарянка», детские журналы «Капельки» и «Шишкин лес». Но многие, если не большинство, о существовании этих журналов и не догадываются.
К чему тогда всем этим изданиям подбирать интересные материалы, работать над красивым дизайном, вкладывать душу, силы и деньги, если о православной периодике знает весьма ограниченный круг читателей? Как правило, это люди воцерковленные, а по данным некоторых социсследований, таковых в Украине менее 8 % населения.
Что тогда говорить о «захожанах» или тех, кто, на свою беду, опасается переступить порог храма. Кое-кто из них уверен, что издания о вере в Бога обязательно должны быть наподобие «Сторожевой башни». А других они и не видели. Не доходит до них информация. О колбасе, зубной пасте и всем другом, что неизбежно вынужден потреблять организм — рекламы сколько угодно. Псевдокультурными, политическими и прочими шоу-проектами мозги граждан перепаханы вдоль и поперек. А о православных изданиях и сказать-то некому — за это же деньги не платят.
Поэтому журнал «Фамилия» — проект Свято-Троицкого Ионинского монастыря — по благословению епископа Обуховского Ионы (Черепанова), оказался в числе инициаторов популяризации православной публицистики.
О ПРАВОСЛАВИИ — ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Проектом выхода к читателям стал Всеукраинский фестиваль православных журналов «Семейные чтения», на который в 2012 г. оргкомитет благословил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Проект этот очевидно прост: православным изданиям нужно объединить усилия и идти рассказывать о себе людям.
Один православный журнал заметить трудно — информация о нем тонет в море разрекламированной печатной продукции. А вот группа изданий — это уже боевой отряд в том же море информационного мусора. И с точки зрения маркетинга всеукраинский фестиваль «Семейные чтения» — это рациональное и эффективное продвижение категории. В данном случае — православной публицистики.
— Думаю, фестиваль «Семейные чтения» разовьется в достаточно мощный проект, потому что потенциал для его развития практически безграничен, — сказал после проведения первого этапа проекта его руководитель, епископ Обуховский Иона, настоятель Свято-Троицкого Ионинского монастыря и председатель Синодального отдела УПЦ по делам молодежи. — Общество испытывает мощный информационный голод в области Православия, и наша задача — дать возможность потенциальным читателям ознакомиться с Православием из первых уст, узнать информацию о Церкви из тех источников, которые явно не навредят человеку и помогут ему разобраться, для чего он пришел в этот мир.
Однако проект «Семейные чтения» оказался и довольно рискованным мероприятием. Проведенные в трех регионах фестивали показали: без серьезной ресурсной поддержки «из центра и на местах» популяризация православной публицистики может превратиться в «глас вопиющего в пустыне».
Оно и так понятно: люди, не стремящиеся в Церковь и к Богу, не побегут раскупать православные журналы только потому, что о фестивале рассказали в новостях и написали в газетах. Но у редакции журнала «Фамилия», как соучредителя и организатора фестиваля «Семейные чтения», есть все основания утверждать: только «дружно, вместе, взявшись за руки» издатели православных журналов могут создавать события, интересные и полезные сравнительно широкому кругу читателей.
ВСЕ ПРОИСХОДИТ ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ

А вот проект «Фамильные встречи» рассчитан на достаточно узкую аудиторию. Как творческий диалог он предполагает общение с группой не более 100 человек. Хотя во многом эффективность контакта зависит от внешних условий: акустики зала, качества микрофонов и проектора, времени года или, например, семейных обстоятельств выступающих…
Впрочем, состоялось лишь восемь «Фамильных встреч» — в доме-музее Чехова в Ялте, в конференц-зале «Панорама» в Виннице, в Почаевской духовной семинарии, в Збаражском замке под Тернополем, в Шоколадном домике, Национальной исторической библиотеке, военно-медицинском Центре и военном лицее в Киеве. Однако у редакции журнала «Фамилия» сложилось четкое убеждение: сколько бы ни старались и ни планировали, все происходит чудесным образом сугубо по воле Божией. Как в жизни.
И в творческий диалог с читателями «Фамилии» неоднократно вступали протоиерей Андрей Ткачев, протоиерей Олег Кожушный, иерей Григорий Крыжановский, протодиакон Николай Лысенко и другие замечательные батюшки. Аудитории — очень разные, но общение складывалось продуктивное, искреннее и полезное.

— «Фамильные встречи» — это хороший способ вывести общение с читателями за рамки страниц нашего издания, — говорит главный редактор православного семейного журнала «Фамилия» Наталья Горошкова. — Возможность услышать и быть услышанным, совместный поиск ответов на жизненно важные вопросы, честность и откровенность в общении — вот, собственно, что происходит на наших творческих диалогах.
Ну, и, безусловно, важны темы, обсуждаемые на «Фамильных встречах». Все они касаются семейной проблематики и перекликаются в главном: семья — это малая Церковь, а смысл семьи — научиться любить.
КАК ИДТИ СЕГОДНЯ В НАРОД
Однако понятно, что направленность православной публицистики значительно шире семейной тематики. И журнал «Фамилия» и в своих тематических номерах, и в творческих диалогах по-своему отражает срез читательских интересов — статьи разноплановы, вопросы разнообразны. Но эффективность этих коммуникаций ограничивается числом экземпляров тиража (помноженным на коэффициент читаемости) и вместимостью залов для встреч и фестивалей. А потому если уж идти сегодня в народ, то нужно занимать адекватное пространство и в Интернете.
Так что совершенно естественным продолжением миссионерской и просветительской деятельности журнала «Фамилия» стало создание информационно-просветительского интернет-портала «Православная жизнь» (www.pravlife.org). Это проект прихожан Свято-Троицкого Ионинского монастыря, направленный на популяризацию христианских ценностей и православного образа жизни.
В ОБЛАСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Портал «Православная жизнь» предоставляет информацию об актуальных социальных и культурных событиях православной жизни в Украине и за рубежом в интересном авторском формате — эксклюзивные аналитика, комментарии, интервью, репортажи, анонсы и новости, фото- и видеогалереи, интерактивные разделы и т. п. При этом сайт публикует только проверенную информацию и подает ее в корректной форме, исходя из принципов христианской этики и профессионализма.
Также портал «Православная жизнь» содержит наиболее полную информацию о преподобном Ионе Киевском, Свято-Троицком Ионинском монастыре как крупном православном духовно-просветительском миссионерском центре Украины и всех неординарных проектах, осуществляемых под его началом.
Учредителями портала «Православная жизнь» стали журналы «Отрок.ua» и «Фамилия». Уже сейчас очевидно, что этот сайт способен органично вписаться в православное интернет-пространство и занять в нем свою культурно-просветительскую информационную позицию.
Ведь очевидно, что есть определенная ниша православных изданий, которые могут и должны быть интересны как церковной, так и светской аудитории. Они своего рода мосты в области представлений — и чем они функциональней и надежней, чем удобнее они расположены, тем больше людей смогут попробовать по ним пройти.
Марина Богданова
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика