Православное богослужение часто называют «школой богословия и богомыслия», поскольку в богослужебных молитвословиях Церковь доносит до каждого стоящего в храме важнейшие вероучительные истины. Дни Страстной седмицы, которая также называется Великой седмицей, подводят нас к самому главному событию в истории человечества — Христову Воскресению.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает проданного братьями в рабство Иосифа (см.: Быт. 37: 26–36) как прообраз преданного Своим же учеником Христа. Вспоминается в этот день и притча о бесплодной смоковнице, которая вмиг усохла по слову Спасителя (см.: Мф. 21: 19), так же и всякая душа христианская, которая имеет лишь формальную веру (одни листья), но не имеет добрых дел (плодов), мертва (см.: Иак. 2: 14, 17).
В Великий Вторник вспоминаются обличение Иисусом фарисеев и книжников; притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю (см.: Мф. 22: 15–22), о десяти девах (см.: Мф. 25: 1–13) и талантах (см.: Мф. 25: 14–30); а также пророчество Иисуса Христа о Своем втором пришествии, всеобщем воскресении мертвых и Страшном суде (см.: Мф. 24).
Все вместе эти евангельские чтения призывают верующих к духовному бодрствованию, к тому, чтобы мы не «закапывали в землю» дарованные нам таланты, и, наконец, к тому, чтобы не уставали творить дела милосердия. В Великую Среду Церковь со скорбью вспоминает о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя и о 30 сребрениках, а также о грешнице, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.
Первые три дня Страстной седмицы имеют общую структуру богослужения, в эти дни совершаются последние Литургии Преждеосвященных Даров, а на Литургии в Великую Среду в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до праздника Пятидесятницы, земные поклоны в храме отменяются, за исключением поклонения перед Плащаницей в Страстную Пятницу и Великую Субботу.
Следующие три дня имеют более уникальную, неповторимую структуру богослужения, которая обусловлена событиями, вспоминаемыми в эти дни.
В Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря и установление Иисусом Христом Таинства Евхаристии. После Литургии совершается обряд «Умовения ног», напоминающий о том, как Христос на Тайной Вечере умыл ноги апостолам. На практике обряд совершается только в кафедральных соборах (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях.
В этот день Предстоятели Поместных Церквей освящают свежесваренное миро. Накануне Пасхи в Великую субботу совершались Таинства Крещения и Миропомазания оглашенных. Поэтому освящение мира происходит на Литургии Великого Четверга, поскольку в Страстную Пятницу Литургия не совершается.
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» («Вижу Твой (брачный) чертог украшенным, Спаситель, но не имею (достойной) одежды, чтобы войти в него. Просвети одежды души моей, Светодавец, и спаси меня»).
Этот ексапостиларий уже исполнялся в три предыдущих дня, но именно в Великий Четверг его символизм раскрывается всем слышащим: брачный чертог является горницей Тайной Вечери, где устанавливается Таинство Евхаристии, но у нас нет «одежды» — добрых дел и чистоты помыслов, чтобы приобщиться к Трапезе жизни, поэтому мы молим Светодавца просветить «одежды души» и спасти нас Приобщением.
В стихирах этого дня вспоминается страшное предательство Иуды и недоумение авторов Триоди от такого деяния: «Нрав твой льсти исполняется, беззаконный Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение. Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение? Ужаснися солнце, возстени, земле, и движащися возопий: незлобиве Господи, слава Тебе» («Нрав твой ложью переполняется, беззаконный Иуда: страдая (будучи одержим) сребролюбием, приобрел (из-за этой страсти) ты человеконенавистничество. Если ты любил богатство, зачем пришел к Учащему о блаженстве нищеты? Если же любил (богатство), как мог продать (столь дешево) Бесценного, предав на убиение? Ужаснись, солнце, восстенай земля и, содрогаясь, воззови: Незлобивый Господь, слава Тебе!»).
Страстная Пятница посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятия с креста Его тела и погребения.
Согласно письменным памятникам IV в. («Паломничество Эгерии» и «Огласительные слова Кирилла Иерусалимского»), богослужение в Иерусалиме совершалось в течение всей ночи с четверга на пятницу. Процессия верующих во главе с епископом последовательно обходила все места, связанные с арестом, судом, крестной смертью и погребением Христа, и на каждом из этих мест читался соответствующий отрывок из Евангелий. Это богослужение оказало влияние на формирование современного последования утрени.
Сейчас утреня Страстной Пятницы совершается, как правило, в четверг вечером или в ночь с четверга на пятницу. После шестопсалмия и пения «Аллилуиа» троекратно поется тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе» («Когда славные ученики при умовении (ног) на (Тайной) Вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый болезнью сребролюбия омрачился и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судью, предал. Посмотри на стяжателя богатства, из-за которого (он) удавился (повесился). Беги от ненасытной души (чтобы не уподобиться Иуде), на такое против Учителя дерзнувшей. Господи, ко всем благой, слава Тебе!»).

По Типикону Евангелие должно читаться в алтаре, но по современной традиции это происходит на середине храма. Священнослужители и народ стоят в это время с зажженными свечами.
Утром в Великую Пятницу Литургия не совершается. Согласно Типикону около второго часа дня (то есть в 8:00 по современному исчислению) совершается особенное последование Царских (Великих) часов. Псалмы, читаемые на часах Великой Пятницы, не всегда совпадают с рядовыми, но подобраны сообразно с вспоминаемыми событиями.
Так, на 1-м часе вместе с «рядовым» 5-м псалмом читаются псалмы 2-й (в нем предсказывается слава Сына Божия) и 21-й (одно из самых ярких пророчеств о Страстях Христовых); на 3-м — кроме обычного 50-го читаются псалмы 34-й (скорбь праведника, окруженного недоброжелателями и врагами) и 108-й (содержит пророчество о судьбе Иуды); на 6-м — к обычным 53-му и 90-му добавлен псалом 139-й (молитва Давида об избавлении от врагов); на 9-м — вместе с неизменным 85-м читаются псалмы 68-й и 69-й (молитвы об избавлении от скорбей и врагов).
Ветхозаветные паремии, читающиеся на часах, содержат пророчества о Страстях Христовых:
1-й час: Зах. 11: 10–13 — пророчество о 30 сребрениках;
3-й час: Ис. 50: 4–11 — изображает страдания Сына Божия;
6-й час: Ис. 52: 13 – 54: 1 — еще одно (наряду с 21-м псалмом) подробное описание страданий и уничижения Спасителя.
9-й час: (Иер. 11: 18–23 и Иер. 12: 1–15) — жалоба Иеремии на своих сограждан, пожелавших убить пророка, и Божие увещание о долготерпении и милосердии.
Апостольские чтения часов (Гал. 6: 14–18; Рим. 5: 6–10; Евр. 2: 11–18; Евр. 10: 19–31 на 1-м, 3-м, 6-м и 9-м часах соответственно) раскрывают значение крестной смерти Христа для спасения человечества.
Повествования из Евангелий о Страстях Христовых читаются на часах не в хронологическом порядке, как на утрене и вечерне, а так, как они изложены наряду.
Согласно Типикону великая вечерня, завершающая цикл богослужений Великой Пятницы, приурочена к девятому часу дня (т. е. около 15:00) — часу смерти Спасителя. Именно во время этого богослужения совершается вынос Плащаницы.
Великая Суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад.


Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф. 4: 9; Рим. 10: 7; 1 Пет. 3: 18–21), о нем пророчески сказано в псалмах (15: 8–11; ср.: Деян. 2: 27), о нем свидетельствует церковная традиция. Сошествие во ад завершило искупительную миссию Иисуса Христа и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и в то же время началом Его славы.
Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения, литургические особенности этого дня прослеживаются уже в памятниках IV в. («Паломничество Эгерии»). Великая Суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения. В связи с этим в богослужении Великой Субботы слышатся как скорбные, так и праздничные воскресные мотивы.
По Церковному Уставу богослужение должно начинаться ночью, но в современной практике оно совершается вечером в пятницу. После шестопсалмия и «Бог Господь» поются тропари «Благообразный Иосиф», «Егда снизшед еси к смерти» и «Мироносицам женам», тематически связывающие Великую Субботу с предшествующей Пятницей и наступающей Пасхой. После пения тропарей священнослужители выходят из алтаря к Плащанице, лежащей на середине храма, и здесь читают «Непорочны» — псалом 118-й, с особыми припевами — «похвалами».
После канона и великого славословия Плащаница крестным ходом под пение «Трисвятого» обносится вокруг храма, подносится к открытым Царским вратам и возвращается на середину храма.
В этот день совершается последняя Литургия Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Во время богослужения после входа с Евангелием и гимна «Свете тихий» читаются 15 паремий — ветхозаветных пророчеств о Страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви.
Такое большое количество паремий, читающихся на вечерне Великой Субботы, напоминает о том, что именно во время этого богослужения в Константинопольской и Иерусалимской Церквах совершалось Крещение оглашенных. Поэтому в этот день «Трисвятое» заменяется другим песнопением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». По этой же причине читается апостольское чтение (Рим. 6: 3–11), напоминающее, что крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились, умерли для греха и живы в Боге.
Чтением Апостола завершается погребальный день Субботы и начинается предпразднство Светлого Воскресения. В предчувствии Воскресения привычный аллилуиарий перед Евангелием заменен в Великую Субботу (единственный раз в году) пением 81-го псалма: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех («Воскресни, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах!») Евангельским чтением Великой Субботы является заключительная 28-я глава Евангелия от Матфея, повествующая о воскресении.
Дальнейшее последование Литургии Великой Субботы совершается по чину Василия Великого. Единственной особенностью Литургии верных является пение вместо «Херувимской» древнего гимна Иерусалимской Церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» («Да умолкнут все люди и да стоят со страхом и с трепетом, не помышляя ни о чем земном: ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит принести Себя в жертву и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов, с Началами и Властями, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица (свои) и возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа»).
Поскольку после окончания субботней Литургии молящиеся не расходились, но ожидали пасхальной утрени, совершалось благословение хлебов (наподобие обычной воскресной вечерни, но без вина и елея), которые раздавались верным для подкрепления. Временной промежуток между вечерней Великой Субботы и пасхальной утреней заполнялся великим чтением Деяний святых Апостолов. В современной практике благословение хлебов и вина происходит сразу по окончании Литургии Василия Великого, то есть в первой половине субботнего дня, а чтение Деяний — вечером.
В 12-м часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма через Царские врата в алтарь и кладут ее на престол, где она остается до отдания праздника Пасхи, в память о 40-дневном пребывании Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.
Подготовил Максим Мудрак
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика