Согласно Церковному Преданию, святая Мария Магдалина, приехав в Рим проповедовать Евангелие, пошла к императору Тиберию. Поскольку она не имела никаких драгоценностей, которые обычно подносили императору просители и посетители, Мария подарила ему куриное яйцо, как это делали бедные, со словами: «Христос Воскресе!».

Тиберий ответил, что мертвый человек не может воскреснуть, так же как это белое яйцо не может стать красным. Вдруг на его глазах яйцо стало кроваво-красным — символизируя не только вечную жизнь, но и Жертву Христа.
Впоследствии яйцо на Пасху, символизировавшее духовную ценность Благой Вести, решили оформить еще и как вполне материальную драгоценность. Первый образец такого изделия — резное деревянное яйцо с изображением страстей Христовых — получил французский король Франциск І.
Дарение драгоценностей в виде яиц на Пасху стало традицией среди европейской аристократии. Один из таких сувениров — пасхальное яйцо со спрятанным внутри сюрпризом — был у датской принцессы Вильгельмины Марии, тетки будущей российской императрицы Марии Федоровны.
Вполне вероятно, что именно желание сделать жене приятный сюрприз побудило императора Александра III заказать в 1885 г. ювелиру Карлу Фаберже драгоценное яичко. Этот первый заказ императора был вполне конкретным — драгоценность должна была напоминать ту, которая поразила детское воображение маленькой Дагмар, в православном Крещении — Марии Федоровны.
Яйцо было покрыто белой эмалью, внутри содержало «желток» из матового золота, в котором была спрятана курочка из цветного золота. В свою очередь, внутри курицы помещалась маленькая рубиновая корона. Императрица была в восторге, поэтому Карл Фаберже получил статус придворного ювелира и заказ ежегодно на Пасху изготавливать драгоценное яйцо с сюрпризом.
Отныне ювелир имел неограниченный простор для фантазии, ведь единственным требованием императора стала оригинальность каждого последующего яйца-сюрприза. Сюжета изделия никогда не знал и сам венценосный заказчик, а на расспросы получал ответ: «Ваше величество будет довольно».
Однако, как правило, содержанием сюжетов становились эпизоды из истории России и императорской семьи. Некоторые яйца содержали в себе памятные сувениры в виде портретов, цветов, фигур, некоторые были сложными механизмами — часы, певчая птица, миниатюрные модели кораблей, карет, поездов, зданий.
Характерно, что каждое яйцо, несмотря на клеймо фирмы Фаберже, являлось авторской работой одного из ювелиров фирмы. Мастер контролировал производство, начиная от замысла и до конца процесса изготовления изделия. Кроме самого Карла Фаберже, самым известным из мастеров был Михаил Перхин, также сохранились имена Августа Хольстрома, Генрика Вигстрома и Эрика Колина. Мастерами на фирме работали и четыре сына Карла.
Интересно, что репутацию ювелирному дому Фаберже в те времена создавали отнюдь не пасхальные яйца, ведь они были частными подарками (лишь однажды императрица разрешила показать некоторые из них на выставке в Париже в 1890 г.). Ювелирный дом обеспечивал изготовление любых драгоценностей и инкрустированных предметов, а в 1882 г. Фаберже выполнил копии скифских украшений так, что их трудно было отличить от оригинала.
После смерти Александра III, его сын, Николай II, начал заказывать уже по два ценных яйца в год — в подарок матери и жене. Следовательно, общее количество «императорских» яиц Фаберже составляет 54 (или 56, если учитывать незаконченные в 1918 г.). Однако драгоценные яйца для подарков (зачастую — копии тех, которые были сделаны для императорской семьи) начали заказывать аристократы и просто богатые люди.
Так, известно семь яиц, изготовленных для «золотого магната» Александра Кельха. Также заказчиками являлись князь Юсупов, герцогиня Мальборо, семья Ротшильдов и другие неустановленные лица. Именно последний факт делает невозможным точный подсчет ценных яиц Фаберже. На сегодня известно об изготовлении 71, однако 9 из них считаются утраченными.
Яйца Фаберже, представлявшие совершенную и изящную форму отделки пасхальных яиц, давно стали легендой, связанной с историей последних представителей императорского рода Романовых, от которой веет и радостью, и грустью. Сегодня эти ювелирные изделия напоминают нам о непостоянстве этого мира, о том, что настоящие сокровища нужно искать в мире духовном.
Екатерина Усачева
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика