Во второй половине XIX в. в Оптиной пустыне произошла одна трагическая история. Девушка по имени Надежда, во время несения послушания по стирке белья, стала набирать из котла кипяток, поскользнулась и упала в кипящую воду. Послушница сильно обварилась, но еще два дня оставалась жива. Получив напутствие всеми таинствами, девушка тихо скончалась. Перед ее погребением одна женщина, работающая на скотном дворе монастыря, увидела в тонком сне почившего настоятеля обители — преподобного схиархимандрита Моисея (Путилова).

Он шел в мантии с посохом по направлению к храму, куда перенесли тело почившей. Взяв благословение, женщина спросила: «Куда вы, батюшка, так спешите?», на что он ответил: «Иду Надежду проводить». Так стало известно, что и после смерти преподобный Моисей не оставил Оптину без своего покровительства.
Родители назвали праведника Тимофеем. Он был первенцем в семье и до совершеннолетия помогал встать на ноги своим младшим братьям, будучи для них наставником и в вопросах веры. Однажды Тимофей взял младшего брата Иону (он тоже будет прославлен Церковью среди святых и станет известен как преподобный схиигумен Антоний) и отправился по монастырям для общения с духовно опытными людьми.
Понимая всю суетность мира и пустоту житейских дел, он вместе с братом загорелся желанием ступить на путь монашеских подвигов и стал послушником Саровского мужского монастыря. (В те времена еще был жив великий старец преподобный Серафим Саровский.) Через три года послушник Тимофей оказался среди иноков, подвизавшихся в рославльских лесах, где прожил десять лет и принял монашеский постриг с именем Моисей.
В Оптиной пустыни необходимо было заняться благоустройством Иоанно-Предтеченского скита. На это послушание и был направлен преподобный. Так он оказался в монастыре, в котором ему суждено было прославить Бога своими трудами и подвигами в течение всей оставшейся жизни.
Проявившийся в Моисее дар хозяйственника был замечен братией, и вскоре он стал настоятелем обители. С этого момента начался расцвет Оптиной, которая при преподобном стала одним из центров духовной жизни всей России. По благословению святого Моисея начались реставрационные работы старых храмов, а также строительство новых. Вокруг них были возведены корпуса монашеских келий, трапезная, библиотека… Не остались без внимания настоятеля и монастырские угодья.
Знаменитые традиции Оптинского старчества также зародились при Моисее. Праведник пригласил в Оптину старца Льва. Вскоре духовное окормление братии и мирян взял на себя его ученик — преподобный Макарий. При нем же в монастырь пришел великий светильник Оптиной — преподобный старец Амвросий. Со временем святой Моисей занялся еще и книгоиздательством, выпустив 16 томов святоотеческой литературы. Тогда же в Оптиной была собрана одна из богатейших библиотек.
Несмотря на всю вовлеченность в хозяйственную деятельность, праведник был духоносным старцем, но свои благодатные дары он тщательно скрывал, и о них мало кому было известно. Уже будучи тяжело больным, перед самой смертью, преподобный как-то сказал посетителю, что в воскресенье будет в храме. В ответ на изумление собеседника, который стал утверждать, что в таком состоянии ему служить нельзя, Моисей ответил: «Служить нельзя, но быть можно».
Скончался праведник 29 июня (по н. ст.) 1862 г., на 81-м году жизни, приняв до этого схиму. Вскоре сбылось и предсказание старца: в воскресный день гроб с его телом поместили в храме для отпевания и прощания. Через три года, во время похорон преподобного Антония, вскрыли склеп, где находился гроб схиархимандрита Моисея. Несмотря на влажность гроб сохранился, как новый, а когда его открыли, то обнаружили, что останки святого настоятеля нетленны.
Подготовил Андрей Гор
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика