Сегодня многие молодые люди мечтают о быстром и несложном заработке, легком и безмятежном времяпрепровождении. Сюда можно также добавить стремление обладать властью. Если мы обратимся к истории, то убедимся в том, что желание хорошо поесть, красиво одеться, иметь добротное жилье было достаточно распространено и раньше.

В прошлом человечества мы также видим интриги, предательства, лицемерие и прочее из набора печально известных и в наше время способов достижения обозначенных выше целей. Целей, которые, по мысли тех, кто к ним стремится, оправдывают средства. И здесь уместно вспомнить пример из истории Византийской империи.
«КТО БЫЛ ВЫШЕ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА? НЕ ПРЕВЗОШЕЛ ЛИ ОН ВСЕХ В МИРЕ
СВОИМ БОГАТСТВОМ?…»
Появление в обществе IV в. чиновника высокого ранга сопровождалось рукоплесканиями, всеобщими ликованиями и предношением горящих светильников. В его свиту входили люди, которые специально занимались тем, что расталкивали перед ним народ и громко восклицали в толпе, перечисляя его звания и регалии. Жизнь такого человека была окружена постоянными торжественными мероприятиями, обедами, «возлияниями вина», сопровождавшимися льстивыми словами о его могуществе…
Все это относится и к конкретной исторической личности — консулу восточной части Римской империи евнуху Евтропию. В начале 395 г., после смерти императора Феодосия Великого, он помог его сыну — императору Аркадию — решить один очень важный и щекотливый для него вопрос, связанный с поиском будущей супруги. Евтропий умело воспользовался ситуацией и угодил правителю империи. Избранницей василевса стала дочь одного из франкских полководцев Феодосия — Евдоксия. После этого Евтропий и вовсе стал фаворитом правителя Византии. В скором времени он был назначен на должность препозита священной опочивальни, то есть заведующего личными покоями императора.
Правда, нашлись и противники брака Аркадия с Евдоксией. Одним из них был талантливый и влиятельный полководец Руфин, который планировал выдать замуж за василевса свою дочь — Марию. Чтобы избавиться от такого могущественного врага, Евтропий организовал убийство Руфина, а его семью изгнал из Константинополя.
«ВСЕ ЭТО БЫЛО, КАК НОЧЬ И СНОВИДЕНИЕ, И С НАСТУПЛЕНИЕМ ДНЯ ИСЧЕЗЛО…»
Постепенно Евтропий приобрел огромное влияние на императора. После удачно проведенной в Армении военной кампании против гуннов, в 397 г. Евтропий получил высокий титул консула. К тому времени это было больше почетное звание. Консул уже не обладал той реальной властью, как это было в Римской империи. Однако сохранились традиции, имевшие достаточно большое социальное звучание и способные затронуть во многом искушенную душу Евтропия.
К примеру, каждый консул должен был быть изображен из камня, а его изваяние помещалось на самых почетных местах столицы. Такое было позволительно разве что императору. Еще одна не менее примечательная вещь — имя консула получал тот календарный год, в котором и произошло его избрание.
Казалось бы, вот этот миг счастья. Мечта стала явью. Об этом хорошо сказал современник Евтропия архиепископ Иоанн Златоуст: «Кто был выше этого человека? Не превзошел ли он всех в мире своим богатством? Не достиг ли самой вершины почестей? Не все ли трепетали пред ним и боялись его?».
Однако лицо этого мира изменчиво. Евтропий стал слишком заносчив в общении с императрицей, что немедленно сказалось на отношении к нему императора Аркадия. В 399 г. он был лишен всех своих званий и привилегий. Более того, над Евтропием нависла угроза физической расправы. Совсем отчаявшись, он решил обратиться за поддержкой к Церкви и воспользоваться ее древним правом убежища.
Суть этого права заключалась в том, что беглец не мог быть извлечен из храма силой. В тех случаях когда он искал убежища не от мстителей, а от «правды законной» (например, суда), епископ выдавал беглеца, но при этом брал обещание, что принятый под защиту Церкви не будет наказан смертью или изгнанием. Если дело шло о частных спорах, то Церковь не выдавала пострадавшего до тех пор, пока его противник не поклянется на Евангелии, что хочет примириться с ним. Такую же клятву должен был дать и сам беглец.
«РАЗВЕ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ? РАЗВЕ ТЫ ГРАЖДАНИН? ТЫ — ПУТНИК…»
Мы знакомы с подробностями произошедшей трагедии благодаря Иоанну Златоусту. Став в 398 г. главой Церкви Нового Рима, он обнаружил, что хозяйственный механизм архиепископии во время его предшественника Нектария отчасти утратил евангельскую простоту. Златоуст принялся за реформы.
Он разогнал так называемых духовных сестер — девиц и диаконисс, содержавшихся в домах Константинопольского епископа. Вдовам приказал выйти снова замуж или же вести себя в соответствии со вдовьим положением. А монахам, предпочитавшим строгой общежительной дисциплине бесцельное брожение с места на место, дал в повелительной форме совет — разойтись по своим монастырям. Большую часть церковных денег Иоанн направил на помощь бедным и на устройство больниц. «Христос, бесприютный странник, — говорил он, — ходит и просит крова, а ты, вместо того чтобы принять Его, украшаешь пол, стены, капители, привязываешь к лампадам серебряные цепи».
Вот как описывает архиепископ Иоанн состояние консула Евтропия в тот момент: «Вчера, когда пришли за ним из царского дворца, с тем чтобы насильно взять его, и он прибежал к святилищу, лицо его было, как и теперь, нисколько не лучше, чем у мертвеца; а скрежет зубов, и дрожь, и трепет во всем теле, и прерывистый голос, и онемевший язык, и вся наружность были таковы, каковы могут быть у человека с окаменевшей душой».
«НЕСЧАСТИЕ СДЕЛАЛО ЕГО УЧИТЕЛЕМ…»
Златоуст и Евтропий были знакомы друг с другом еще задолго до этой трагической ситуации. Именно благодаря прямому вмешательству последнего выбор императора в деле замещения вакантной епископской кафедры Константинополя пал на Златоуста. Кандидатура Иоанна, прославившегося благочестием, аскетизмом и красноречием, казалась Евтропию самой удобной.
Он надеялся на то, что Златоуст, человек «не от мира сего», будет послушным орудием в его руках. Правда, он скоро понял, что ошибся. Новый архиепископ стал управлять Церковью с полной независимостью, следуя только евангельским принципам. Дело дошло даже до конфликта со всесильным временщиком. Как ни парадоксально, но причиной столкновения было то самое право убежища Церкви, которое Евтропий пытался было упразднить. Теперь же сам использовал его как единственную возможность для своего спасения.
«ТАКОВО ВЕЛИЧИЕ ЦЕРКВИ: КОГДА НАПАДАЮТ НА НЕЕ, ОНА ПОБЕЖДАЕТ; КОГДА ЗЛОУМЫШЛЯЮТ ПРОТИВ НЕЕ, ОНА ПРОСЛАВЛЯЕТСЯ…»
Народ не одобрял того, что Иоанн предоставил Евтропию убежище в Церкви. Однако сам святитель видел в пощаде врага величайшую победу последней. Неподкупный и прямой, он всегда стоял между угнетателями и угнетенными, и его голос был голосом совести мира. Вот какие слова произнес Златоуст в те дни: «Не говорил ли я тебе постоянно, что богатство есть беглый раб? А ты нас не слушал. Не говорил ли я, что оно — неблагодарный слуга? А ты не хотел верить… мы и тогда не оставляли тебя несмотря на твое негодование, и теперь падшего тебя покрываем и защищаем. Церковь, которая терпела от тебя гонение, открыла для тебя свои недра и приняла тебя».
По словам архиепископа, Евтропий теперь «на деле узнал, что такое он сделал, и своим поступком сам первый перед лицом всей вселенной нарушил закон…Это зрелище укротит пыл всякого богача, разъест его надменность, и он, начав ценить человеческие дела так, как следует их ценить, выйдет отсюда, научившись на деле тому, о чем Писания говорят в словах: всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой (Ис. 40: 6)».
«ГДЕ ЖИТЕЙСКОЕ, ТАМ ЗАВИСТЬ, А ГДЕ ДУХОВНОЕ, ТАМ ЛЮБОВЬ…»
Чем же закончилась вся эта история? Слова и авторитет первого лица Византийской Церкви возымели действие. Евтропия не казнили, как этого хотели императрица, гвардейцы и народ. По указу императора Аркадия он был отправлен в ссылку — на остров Кипр. Правда, ненадолго. Его противники, а если сказать точнее — то откровенные враги, не могли смириться с таким мягким приговором. В том же году Евтропия вернули в Константинополь. Повод для расправы, как это обычно бывает, нашелся достаточно быстро. Препозитарию и консулу отрубили голову за то, что он носил императорские одежды.
«ХОТЯ БЫ ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ СТАРАЛАСЬ ВРЕДИТЬ ТЕБЕ, НО ЕСЛИ ТЫ САМ СЕБЕ НЕ БУДЕШЬ ВРЕДИТЬ, ТО НЕ ПОТЕРПИШЬ ВРЕДА…»
Другое лицо нашей истории — архиепископ Иоанн Златоуст — ненамного пережил ненависного всем временщика. Главная задача его нравственно-социального учения была неизменна — донести своим современникам истину евангельских ценностей. Златоуст обличал чрезмерную пышность двора, образ жизни придворных, критиковал злоупотребления властью чиновниками. Вскоре произошел конфликт с императрицей, который закончился его ссылкой в 404 г. в Армению, город Кукуз. Оттуда архиепископа направили в Питиунт, современную Пицунду, куда Златоуст уже не дошел. Измотанный бесконечными переходами и нечеловеческим отношением конвоиров, он скончался в небольшом городке Команы в 407 г.
Мы начали свое повествование с размышления о богатстве. Уместно было бы его и закончить мыслями Златоуста о смысле и назначении материальных благ. «Хотел бы я узнать, — говорит он, — зачем люди так много заботятся о богатстве, ведь Бог назначил природе меру и границы, чтобы мы не имели никакой необходимости искать богатства. Он повелел, например, одевать тело одной или двумя одеждами, а затем лишняя не нужна для защиты тела. Для чего же тысячи одежд — эта молеедина? Положена также и мера в принятии пищи, и употребленное выше этой меры необходимо вредит всякому живому существу… Нам нужен только один кров, для чего же эти хоромы, эти многоценные жилища?»
Суета сует, — все суета! (Еккл. 1: 2) Это изречение, по словам все того же Иоанна Златоуста, «навсегда должно быть написано и на стенах, и на одеждах, и на площади, и на доме, и на дорогах, и на дверях… и должно быть повторяемо постоянно».
Андрей Гор
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика