Промыслом Божиим труд появился в жизни человека вместе с сотворением самого человека. В книге Бытия сказано: и взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2: 15). Таким образом, труд — важнейший способ самореализации человека как богоподобной личности.

Первым Божиим трудовым поручением Адаму еще в раю было наречение имен всем живым существам, созданным Творцом. В этом деянии Адам явил себя соработником Бога, истинным царем природы, ведущим ее и себя к Своему Творцу, в чем, собственно, и состоит смысл любого человеческого труда.
Можно полагать, что труд по возделыванию земли в раю не был изнурительным. Земля повиновалась воле Божией и легко давала нашим прародителям все необходимое для жизни, ибо они являли собой образ Божий.
Но после грехопадения труд для человека стал тяжелым, а иногда опасным. Печально звучат Божии слова Адаму: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3: 17–19).
Из-за греха прародителей землю впредь нужно было усердно возделывать, удобрять, поливать. Усилия Адама не всегда увенчивались ожидаемым урожаем. Он боролся со стихиями: жарой и холодом, засухой, сорняками, терпеливо и в поте лица добывая свой хлеб. Так исполнились над ним слова любящего и справедливого Божественного Владыки, Которого он ослушался.
А поучительные слова Господа: в поте лица будешь есть хлеб — актуальны и для нашего праотца, и для нас. Они означают благословенный Богом, часто нелегкий, но такой жизненно необходимый для нашего благополучия труд.
Виктор Науменко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика