В 1917 г. в урочище Кипячее, что в пяти километрах от с. Чоповичи Малинского района Житомирской области, усилиями местных крестьян был основан Спасо-Преображенский (ныне Казанский) мужской монастырь.

28 августа 1918 г. митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) благословил его открытие, предложив сделать его афонским подворьем. Первым настоятелем обители стал игумен Константин (Чоповский). Он много лет подвизался на Святой Горе и жизнь обители строил на традициях афонского монашества.
В те лихие и голодные годы крестьяне ближних и дальних сел старались всячески поддержать молодой монастырь. Монахи и послушники обители своим трудом зарабатывали на ее содержание и на помощь нуждающимся, а их тогда было немало. При монастыре организовали приют для детей из бедных семей, в котором воспитанников обучали ремеслам и азам христианской жизни.
Паломники шли сюда за сотни верст. Их не могли остановить гражданская война, разбои на дорогах, голод и нужда. Что побуждало людей, преодолевая невероятные трудности, отправляться в дальний и опасный путь? Ответ кроется в событии, произошедшем предположительно в 1911 г. В роднике урочища Кипячее два пастуха нашли икону с Казанским образом Божией Матери. Икона в воде не размокла, и от нее исходило сияние. Пастухи не решились взять святыню в руки и обратились за советом к своему батюшке из с. Чоповичи.
Священник, отслужив молебен, торжественно перенес образ в церковь. После этого события вода источника стала целебной. Память о совершившемся чуде праздновали в десятую пятницу по Пасхе. Слава о нем разошлась по Полесью и дошла до самых отдаленных уголков Российской империи.
Вопреки всем тяготам монастырь нес измученным людям Слово Божие, пополняясь новыми насельниками из местных крестьян и монахами из разрушенных войной и закрытых большевиками обителей, вел свое хозяйство. По свидетельству одного из насельников обители, архимандрита Парфения (Невмержицкого), к концу 20-х годов ХХ в. в ней подвизалось около 30 человек, о чем свидетельствуют документы. За 17 лет существования Преображенского монастыря репрессиям подвергли только двух его насельников.
Для понимания этого факта стоит упомянуть, что с 1924 г. в Киево-Печерской Лавре прекратились постриги, количество членов общины неуклонно уменьшалось, а монахи постоянно подвергались гонениям…
2 (15) сентября 1921 г. на обитель напала банда. В церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи бандиты расстреляли игумена Константина, монаха Ираклия (Скуратовского), послушника Петра Щуку и ранили сторожа Евгения Пантелеймоновича Волкова, а затем ограбили и сожгли монастырь. Местное предание гласит, что это дело рук банды атамана Лисицы, которую ликвидировали в январе 1922 г.
После этого монахи Кипяченской обители своими руками восстановили монастырь, — и это в годы, когда монастыри закрывали и уничтожали! В 1934 г. в масштабах всей страны полным ходом шла ликвидация монастырских общин и уцелевших монастырей. В марте того же года закрыли Преображенский монастырь, разобрав на кирпичи храм в честь Казанской иконы Божией Матери; песком и камнями засыпали источник, срезали крест над ним. Монахам запретили проживать в близлежащих селах. В 1937–1938 гг. часть насельников Преображенского монастыря приняла мученический венец за Христа.
В конце 90-х годов ХХ в. Обитель возродилась. Вновь над источником возвышается храм в честь Казанской иконы Божией Матери и вновь, по вере своей, люди получают исцеление души и тела.
Игорь Александров,
г. Житомир
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика