Второго марта 2014 г. исполняется 190 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. Это о нем сказано: «Учитель всех учителей». Гениальность К. Д. Ушинского состоит в гармоничном объединении трех составляющих воспитательного процесса — духовности, народности и науки, которые помогают человеку стать совершенным. Именно благодаря Ушинскому школа изменилась — в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребенка.

И ныне в Украине есть его последователи. Наша беседа — с Владимиром Емельяновым, руководителем благотворительного фонда К. Д. Ушинского, педагогом, одним из инициаторов педагогического эксперимента, проводимого в Киевском детском саду № 371.

— Владимир Леонидович, какие, на Ваш взгляд, современные особенности воспитания подрастающего поколения?
— Реалии таковы, что воспитывать детей становится все сложнее. Родители, независимо от вероисповедания или социального статуса, испытывают определенные проблемы. Сегодня не учитывается взаимосвязь и взаимообусловленность трех основных факторов, о которых говорил К. Д. Ушинский: духовности, народности и научности педагогического процесса.

К сожалению, ныне в практике дошкольного воспитания эти составляющие находятся в глубоком противоречии. Например, православные педагоги иногда недооценивают значение научности в педагогическом процессе. В то же время научные работники репрезентируют духовность только с моральной точки зрения.
В педагогической научной среде популярны инновационные западные технологии или авторские методики, однако те и другие далеки от народных традиций, составляющих основу существования нации. Нередко мы слышим, что народность выродилась, ее нет, а существует только субкультура. Но народность — это наши корни, и если новое поколение отрывается от них, то возникают только негативные последствия.

— Расскажите, пожалуйста, об эксперименте.
— В его основу заложена педагогика К. Д. Ушинского, учитывающая всю многогранность воспитания личности. Мы стараемся гармонично сочетать в работе вышеуказанные педагогические факторы, о которых он говорил. При этом необходимо помнить о строгой иерархичности данных составляющих. Во главе воспитательного процесса, безусловно, должен быть духовно-нравственный элемент. Именно он определяет структуру, содержание и смысл всего воспитания и человеческого существования. Поэтому народность и наука должны непосредственно служить этому элементу.

— Как все это выражается в практическом плане?
— Духовно-нравственное воспитание маленьких детей не должно основываться на моральных сентенциях, разъяснениях со стороны взрослых «что такое хорошо, что такое плохо». Сама жизнь, реальная, обыденная, повторяющаяся в режиме дня и поведении взрослых на глазах детей, должна служить им примером, образцом духовности и нравственности. Духовность для ребенка в первую очередь предстает в лице родителей и воспитателей, их поступках, речи, движениях и жестах, их отношении к идеальному. 

Как и в любом детском саду, первое место у нас занимает игра. Ребенок должен владеть первичными навыками и учиться все делать самостоятельно. В психологии есть четкие критерии, чему должны научиться дети в возрасте трех-шести лет. Наши воспитанники непосредственно участвуют в процессе подготовки к трапезе, уборке со стола, помогают друг другу и воспитателю, выполняют ежедневные обязанности по группе и т. д.
Так вот, всему, чему ребенок обучается в детском саду, он учится непосредственно и благодаря игре. И чем более свободной будет игра, тем более самостоятельным и творческим становится ребенок. В то же время, игра сама по себе, без труда, ничего не стоит, если мы, педагоги, не научим ребенка переходить самостоятельно от игры к непосредственному труду. Игру необходимо рассматривать как обязательную переходную форму при воспитании в ребенке трудолюбия и трудовых навыков. Это один из существенных моментов в нашей воспитательной практике.
Также среди особенностей нашего эксперимента — разновозрастные группы. Это естественным образом связывает дошкольное воспитание с народными традициями, народной педагогикой, которая, по существу, является матерью научного подхода. Разновозрастная группа по своей форме, специфике взаимоотношений детей разных возрастов уходит корнями в те времена, когда семьи были большими. Для социального, нравственного и духовного развития детям чрезвычайно важно общаться с детьми разных возрастов и со взрослыми.
Много внимания мы уделяем вопросам организации среды, в которой находится ребенок. Стараемся обустроить помещение с учетом народных традиций, эстетичности и экологичности. В частности, в дизайне помещения ярко выражены элементы народной культуры. У нас нет пластмассовых игрушек; пол, кровати, столы — все сделано из натуральной древесины, что выглядит довольно современно и красиво. Эстетическая радость постепенно формирует чувство прекрасного; обстановка такая, что ребенку не хочется отсюда уходить. Сама среда призывает детей к здоровой игре, пробуждая в них чувство родного, домашнего.
Кроме того, народные традиции проявляются в проведении праздников, в изучении фольклора, в родном языке, на котором говорят дети и воспитатели.
Есть еще один существенный момент, важный для психического, духовного и физического развития ребенка, — ритм дня. Чтобы быть здоровым, надо вовремя ложиться спать, вовремя вставать, уметь работать и отдыхать. Наш процесс очень ритмичен, и дети заранее знают, что они будут делать сегодня и завтра в течение дня и недели в детском саду. А старшие дети, хорошо знающие распорядок, помогают младшим, проявляя организаторские и лидерские качества. Взаимопомощь — основа общения детей в разновозрастных группах.

— Какие требования Вы предъявляете к воспитателям?
— Наши преподаватели обладают высокопрофессиональными знаниями в области педагогики и психологии, постоянно изучают народные традиции, фольклор. Большое внимание педагоги уделяют практическому опыту: с детьми они поют, играют на музыкальных инструментах, рисуют, лепят, шьют, занимаются различными видами ручного труда, изготавливают куклы и т. д.
В то же время педагогу необходимо совершенствоваться. Чтобы проект успешно развивался, воспитателям надо повышать уровень знаний. Для этого организован постоянно действующий семинар по дошкольному воспитанию.

— И немного о перспективах.
— Эксперимент рассчитан до 2016 г. Наша задача — в процессе диагностических мероприятий и мониторинга проследить динамику развития детей, проанализировать и внести коррективы в педагогический процесс. При условии выполнения задач, надеемся продолжить работу в следующем периоде развития ребенка — среди детей школьного возраста.
 

Беседовала Тамара Зозуленко
Фото из детского сада
№ 371 г. Киева
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика