Богом хранимый Успенский собор

Вскоре после Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, на каневских горах, как и в Киеве, был основан пещерный монастырь. В ХІІ в. при обители возник величественный Успенский собор, ныне отмечающий 870-летие.

Я много о нем читал, еще больше слышал, а проехав сотню километров из Киева в Канев, наконец-то, увидел этот собор. Храм невыразимой красоты парит над Днепром без малого тысячелетие. И в нем, как и века назад, молятся православные, служится Божественная литургия.

В воскресенье, 22 июня, склонив голову у кованых врат величественной обители, я — стыдно признаться — запамятовал об ее дне рождения. Официальная дата, между тем, указана в «Повести временных лет» преподобного Нестора — 9 июня (по ст. ст.) 1144 г. Такое совпадение — день в день — навело на мысль о Божественном Промысле. Сердце, подуставшее от будничной суеты, притихло у вековых стен, словно плененное ими…

…Быть может, именно на этом месте, у ворот храма, в 1925 г. Вонифатий Митрофанович Лопата, церковный староста, отказался сдать ключи сотрудникам НКВД. Знакомые и даже родные просили его подумать о детях. Их у Вонифатия и его жены Натальи Ивановны было девять — шесть сыновей, три дочки. «Терпите, деточки… Христос терпел и нам велел. Претерпевший до конца спасется!..» — увещевал Вонифатий и, как мог, противился безбожным властям. В 1926-м, несмотря на усилия священников, старосты и десятков прихожан, храм превратили… в склад. А Вонифатию, его благоверной и деткам довелось претерпевать дальше. В 1930-м все их «хозяйство было передано колхозу» (данные архивных материалов, обобщенные Каневской пресс-группой в 2008 г. в исследовании «Знай наших!»). Чуть позже — в декабре 1937-го — арестовали и самого Вонифатия Митрофановича, осудили на годы лагерей как контрреволюционера и борца «за восстановление религии», а в марте 1938-го изменили меру пресечения — расстреляли. Сотни, если не тысячи православных репрессировали в Каневе в годы гонений. Сонм новомучеников реабилитировали в 1990-х, некоторых официально канонизировали.

Пространство храма располагает к молитве

Даже беглое перечисление известных имен и знаковых дат, связанных с историей храма, требует немалого времени. Например, в мае 1861 г. обитель буквально захлестнули потоки духовенства и мирян, провожавших в последний путь Кобзаря. Священник Гнат Мацкевич произнес надгробное слово, в котором охарактеризовал Тараса Шевченко как великого человека, брата и друга, доказавшего, что наша страна имеет свою поэзию чувств и мыслей. (Документированный экземпляр слова исследователи обнаружили в Институте рукописей ЦНБ НАНУ спустя десятилетия.)

В сентябре 1678 г. архиманд­рит Макарий (Токаревский), настоятель Каневской обители, с крестом в руках и словами проповеди встретил перед входом в храм турок-захватчиков. На требование грабителей отворить собор, переполненный спасающимися от них горожанами, и отдать сокровища, святой отец ответил, что его богатство — на небесах. После двух дней жутчайших издевательств и истязаний басурмане обезглавили преподобного мученика. Они обложили дровами каневский храм, сожгли всех скрывшихся там православных, да и сам город не пощадили. Многие получили тогда мученические венцы. Среди них мог оказаться и Димитрий Туптало, который в 1669 г. был рукоположен в обители в сан диакона. Но жизнь Димитрия сложилась иначе: он стал святителем Ростовским. Со временем — также прославлен Церковью.

В Успенском храме решил постричься в монахи гетман Яков Шах (сосланный поляками «на вечное заточение» в Канев в 1582 г. за дерзкий поход на Валахию). И решение, видимо, не случайно. Именно в святой монастырской земле в 1578 г. упокоен побратим Якова Шаха — гетман Иван Подкова, казненный во Львове по поручению короля Стефана Батория.

Еще глубже на скрижалях истории — год 1239-й. У ворот обители немногочисленный отряд русичей бился с ордой хана Батыя не на жизнь, а на смерть… Монголо-татары до основания разрушили Канев, о котором в 1154 г. летописец упоминал как о епархиальном центре во главе с епископом Демьяном.

Гравюра неизвестного француза могла бы вдохновить Гюго

А вот и радостная запись «Повести временных лет», датированная 1144 г.: «…заложена была церковь Каневская святого Георгия князем Всеволодом — 9 июня…». Это ее, стало быть, воины Батыя разрушили, а монахи со временем возродили. Ныне — Успенский собор празднует 870-летний юбилей. «Хотя историки полагают, что фундамент — более древний, — перехватил мой взгляд на памятную табличку, прикрепленную к стене, настоятель храма прото­иерей Георгий Почтовый. И с нескрываемой любовью к обители продолжил: — Вот кладка стен — XII в., точно известно! А треугольные фронтоны… Да-да, вот эти! Их надстроили намного позже, в XVIII в.». «А впервые упоминание о нашей обители мы находим в Киево-Печерском Патерике, под 1085 г., — уточнил священник. — Господь открыл монашествующим иконописцам-грекам, которые шли по Днепру из Константинополя, что на наших кручах будет неописуемой красоты собор». Это предание, к слову, примечательно перекликается с этнографическими сведениями. Так, в «Историческом описании Киевской губернии» (1852 г.) находим сказание о двух церквах, приплывших из Царьграда в незапамятные времена. Одна остановилась в Каневе, а вторая — в Киеве. Историки, проводя архитектурные аналогии, подчеркивают схожесть каневского Успенского собора и старинных киевских храмов, в частности Кирилловской церкви. И никто из исследователей не сомневается: XI–XII вв. — период укрепления Православия на наших землях.

«Слава Господу Иисусу Христу, — благоговейно крестится отец Георгий. — Бог, молитвами Пресвятой Богородицы, хранит наш храм, уникальный памятник архитектуры…» «Слава Богу, — кланяюсь в сторону алтаря и задаю батюшке неожиданно возникший вопрос: — Верно ли, что храмы — это не только камни, а и человеческие души?». Разговор с опытным священником лишь укрепляет в сердце трепетное ощущение, возникшее у стен Успенского собора — уже здесь, на земле, Церковь превосходит, предвосхищает время.

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика