Исполнилось 300 лет со дня официального основания Гамале­евского Харалампиевского монастыря, раположенного на левом берегу р. Шостка (Сумская область), — одного из самых ярких примеров украинского барокко первой трети XVIII в.


ОТ ПУСТЫНЬКИ — ДО МОНАСТЫРЯ

За полвека до основания обители на ее месте был пустырь, заросший кустарником и небольшим лесом. В 1676 г. Степан Бугай, казак с. Локотки Воронежской сотни, построил вблизи будущего монастыря на р. Шостка водяную мельницу.

В конце 80-х годов XVII в. владельцем мельницы стал генеральный есаул Андрей Гамалея, построивший недалеко от нее слободку, назвав ее Гамалеевкой, которую впоследствии оставил в наследство сыну Антону. Тот был человеком верующим и 14 апреля 1702 г. основал в Гамалеевке православный храм, освященный в честь священномученика Харалампия.

Вокруг церкви «сразу же возникла Харалампиева пустынька — небольшой женский монастырь. В 1713 г. стараниями гетманши Насти Скоропадской скит был преобразован в полноценный женский монастырь с соответствующими правами и имуществом, а в следующем году гетман Иван Ильич Скоропадский объявил себя ктитором, покровителем монастыря. На его средства началось каменное строительство, которому гетман придавал большое значение — ведь это был его фамильный монастырь» (В. Вечерский. Монастыри Чернигово-Северщины).

Украшением Гамалеевской обители стал собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который возводился с 1719-го по 1735 г. и был освящен архимандритом Никодимом (Ленкевичем). Собор в разное время имел от двух до четырех престолов (северный — в честь 12-ти апостолов, южный — во имя великомученицы Варвары, на хорах правой стороны — во имя преподобного Иакова исповедника и на хорах левой стороны — во имя святителя Николая).

Интерьер Харалампиевской церкви. Фото Сергея Юрченко, 2007 г.

Внутри собора был установлен четырехъярусный резной иконостас с главными святынями обители — чудотворной иконой с Иерусалимским образом Божией Матери в серебряной ризе, иконой Спасителя в серебряной ризе, чудотворной иконой с Илиинским-Черниговским образом Божией Матери в серебряной ризе, чудотворной иконой святителя Николая Мирликийского, иконой с изображением Страстей Господних и образом преподобного Иакова исповедника.

Рядом с главным храмом, в  северо-западном углу монастырского двора, размещалась трапезная церковь во имя священномученика Харалампия.

УСЫПАЛЬНИЦА РОДА СКОРОПАДСКИХ

Возведенная в 1721 г., Харалампиевская церковь стала усыпальницей двух ветвей рода Скоропадских. Здесь похоронили гетмана Ивана Скоропадского, его жену Анастасию и дочь Ульяну. Более чем через 150 лет после их смерти в трапезной церкви Гамалеевского монастыря были похоронены Петр Скоропадский — отец гетмана Павла Скоропадского, сестра гетмана, его мать и брат.

Надгробная плита гетмана Ивана Скоропадского. Фото 1959 г.
Методфонд НИИТИАГ

Церковь во имя священномученика Харалампия имела две трапезные: одну большую — летнюю, а другую малую — теплую. С храмом граничил двухэтажный корпус настоятельских келий с покатой крышей.

До 1795 г. с южной стороны трапезной церкви, за собором в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находилось большое одноэтажное деревянное здание, в котором размещалось 13 монашеских келий. Однако во время пожара 1795 г. оно было повреждено огнем и впоследствии разобрано. На его месте в 1837–1840 гг. построили кирпичное одноэтажное здание для монашеских келий (четырехкомнатных с сенями и двухкомнатных без сеней).

На монастырских стенах были установлены четыре угловые восьмигранные башни с боевыми камерами и бойницами и три средистенные надвратные башни.

В западной части монастырской стены, напротив собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 30-х годах XVIII в. была сооружена трехъярусная башня-колокольня четверикового типа. В ее нижнем ярусе находился главный вход в монастырь, в среднем размещалась церковь в честь Вознесения Господня, а в верхнем — колокольня. Во время пожара башня-колокольня была повреждена огнем и на протяжении нескольких десятилетий оставалась в запустении. После перевода в Гамалеевский монастырь монахинь Новомлинского монастыря она была полностью переделана: аркада первого яруса разобрана, второй и третий ярусы построены заново, а наверху установлен сферический граненый купол с высоким шпилем.

Харалампиевская церковь. Вид с юго-востока.
Фото института «УкрНИИпроектреставрация», 1957 г.

ПРИХОДСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА МЕСТЕ МОНАСТЫРЯ

После смерти гетмана ктитором Харалампиевской обители стала Анастасия Скоропадская. Как и ее покойный муж, она заботилась о благосостоянии монастыря, наблюдала за его строительством, часто приезжала сюда помолиться и подолгу оставалась в нем.

Уже будучи больной, Анастасия решила преобразовать Гамалеевский монастырь из женского в мужской, надеясь на то, что игумен сможет лучше, чем монахини, поддерживать монастырь в «надлежащем состоянии».

Об этом 15 декабря 1729 г. она написала своему брату Андрею, а 19 декабря 1729 г. — архиепископу Киевскому и Галицкому Варлааму (Ванатовичу). Владыка поддержал последнюю волю Анастасии Марковны и подал соответствующее ходатайство Святейшему Правительствующему Синоду. 2 июня 1743 г. Синод установил в Гамалеевском монастыре архимандритское правление.

Поскольку после пожара, о котором упоминалось выше, было повреждено большинство монастырских сооружений, то для их восстановления требовались средства, а их не хватало. 21 марта 1799 г. Киевский митрополит Иерофей (Малицкий) обратился к Святейшему Синоду с просьбой восстановить Киево-Братский монастырь «на том самом штате, который для Гамалеевского установлен, с переводом оттуда в Братский гамалеевских монахов, и с разрешением забрать в Братский из Гамалеевского тамошнюю ризницу <…> с другим имуществом, кроме строений».

Синод поддержал ходатайство митрополита и 23 мая 1799 г. обратился к Павлу I с прошением «преобразовать Гамалеевский монастырь, после ликвидации, в приходскую церковь, на содержание которой восстановленный Братский монастырь должен был выделять из штатной суммы ежегодную плату, назначенную на одного иеромонаха, иеродиакона и пономаря, а все положенные Гамалеевскому монастырю угодья и строения (за исключением церквей и зданий, необходимых для проживания будущих священно-церковно-служителей) вернуть в казну». 29 мая 1799 г. царь подписал прошение Синода.

В течение следующих 26 лет Гамалеевский монастырь оставался в запустении и, согласно решению Синода, использовался как приходская церковь.

Однако стены зданий были еще достаточно прочными, и 15 марта 1826 г. Синод принял решение «о переводе Новомлинского девичьего монастыря с проживающими в нем монахинями в ликвидированный Гамалеевский монастырь».

Через несколько месяцев после принятия указанного решения монахини и послушницы Кербутовского Новомлинского монастыря (около 40 человек) переселились в Гамалеевский Рождества-Богородичный монастырь и под руководством игумении Дометианы начали восстанавливать обитель.

Во второй половине XIX в. при Гамалеевском монастыре действовало училище, в котором обучалось 15 девочек. Священники преподавали им Закон Божий, а монахини — чтение и письмо; в начале ХХ в. здесь основали школу грамоты, где, среди прочего, обучали рукоделию.
При Рождества-Богородичном храме действовала церковноприходская школа, заведующим которой в конце XIX в. был священник Николай Усердов. Школа считалась одной из лучших в Глуховском уезде и в течение нескольких лет получала из местного бюджета субсидию в размере 100 рублей в год.

Общий вид Гамалеевского монастыря с севера. Фото начала XX в.

ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

С приходом атеистической власти монахини Гамалеевского монастыря, дабы сохранить свою обитель, взяли во владение 70 га лесов, 10 га лугов, 20 га пашни и в 1921 г. организовали сельскохозяйственную кустарную производственную артель.

Однако 1 мая 1924 г. Гамалеевский монастырь все-таки закрыли, его жилые помещения передали под дом престарелых, а впоследствии под детский приют.

В связи с этим часть монахинь покинула обитель, а остальные проживали в ней до начала 60-х годов прошлого века, зарабатывая себе на жизнь вышиванием, плетением и другими работами.
Через четыре года после ликвидации монастыря большевики начали изымать его ценности. С главного Гамалеевского храма сняли 320-пудовый колокол, который в начале ХХ в. подарила обители императрица Александра Федоровна; разобрали резной иконостас.

Колокол порезали и сдали на металлолом, а иконостас выбросили, предварительно сняв с него позолоту и иконы. Однако несколько святынь все же удалось спасти, и до недавнего времени их хранили местные жители.

В начале Великой Отечественной войны государство ослабило давление на Церковь, поэтому в 1941 г. священнослужители возоб­новили деятельность Харалампиевской церкви и стали использовать ее как приходскую для с. Гамалеевки, а после войны попытались восстановить монастырь. 1 декабря 1947 г. епископ Сумской и Ахтырский Иларион (Прохоров) подал в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР соответствующее ходатайство, однако в его удовлетворении было отказано.

В 1956 г. Гамалеевский монастырь был включен в Список памятников архитектуры Украины. На то время лишь одно из его сооружений — Харалампиевская церковь — использовалось по назначению. Все остальные помещения находились в пользовании колхоза. В соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы организовали зернохранилище, в трапезном корпусе — склад материальных ценностей, а в колокольне — склад минеральных удобрений и ядохимикатов.

В декабре 1961 г. государство передало монастырь министерству внутренних дел УССР, которое организовало на его территории исправительно-трудовую колонию усиленного режима. На территории монастыря начались работы по обнаружению подземных ходов и других полостей, через которые осужденные могли бы совершить побег. Обследование начали с церкви во имя священномученика Харалампия, в которой планировалось открыть столовую для осужденных. Когда сорвали дощатый пол в храме, то под ним обнаружили склеп с разрушенным цинковым гробом, в котором хранились останки гетмана.

Комиссия приказала забетонировать два склепа гетманской семьи, а затем щебнем и песком был засыпан склеп в южном приделе храма во имя священномученика Харалампия — там покоилось шесть гробов с останками наместников и настоятельниц Гамалеевской обители.

Аналогичные «мероприятия» были проведены и в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Впоследствии полностью уничтожили колокольню монастыря, которая якобы мешала обзору, сбросили кресты с церкви во имя священномученика Харалампия и собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, келии перестроили под камеры для преступников, а могилы монахов вдоль ограды сравняли с землей и залили асфальтом…

В 1970–1973 гг. все угловые и надвратные башни монастыря были полностью уничтожены, а монастырская стена превращена в часть производственной зоны колонии.

Хотя постановлением Совета Министров Украины № 442 от 6  сентября 1979 г. ансамбль Гамалеевского монастыря был вновь внесен в Список памятников архитектуры Украины, находящихся под охраной государства, на сегодняшний день от внутреннего обустройства обители почти ничего не осталось. А ведь комплекс Гамалеевского Харалампиевского мужского монастыря — гордость Сумщины, один из самых известных монастырских ансамблей на Левобережье…

Весной 2011 г. Шосткинская исправительная колония № 66 торжественно передала церковь во имя священномученика Харалампия Конотопской епархии УПЦ. Священный Синод Украинской Православной Церкви в заседании от 25 сентября 2013 г. (журнал № 63) благословил открытие женского монастыря в честь священномученика Харалампия в с. Гамалеевка Шосткинского р-на Сумской области.
В течение года в обители ведутся строительные и восстановительные работы: перекрыта крыша, установлены купола, возведен второй этаж. При содействии благотворителей и просто неравнодушных людей в храме появляются новые иконы, киоты, церковная утварь. Регулярно совершаются богослужения.

Подготовлено по материалам
Владимира Чухно и Сергея Юрченко

Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский

Из Четьих Миней, составленных в 1684–1705 гг. святителем Димитрием Ростовским, узнаем, что епископ Харалампий Магнезийский жил в конце II в. н. э. В переводе с греческого имя Харалампий означает «радости светильник», т. е. «сияющий радостью». Даже во время пыток, которым мученика подверг римский император Септимий Север за отказ поклониться идолам, он говорил: «Мучения приносят мне большую пользу, ведь насколько мое тело покрывается ранами, настолько радуется во мне дух мой».
Перед мученической кончиной Харалампию явился сам Господь и спросил его, что бы он желал получить. Святой ответил: «Пусть в той местности, где будут почивать мои мощи и где будут чтить память обо мне — пусть там не будет ни голода, ни мора, ни неурожая, но пусть царят в том месте мир и благополучие».
Таким образом, возводя церковь, посвященную Харалампию, ее основатели символически отдавали под опеку святому весь Северский край.
Харалампий умер в 202 г., храм же в его честь основан в 1702 г., то есть в ознаменование 1500-летия мученической смерти святого.
Истоки почитания священномученика Харалампия в Украине восходят к последней четверти XVII в. и тесно связаны с деятельностью киевских митрополитов Гедеона (Четвертинского) (1686–1690) и Варлаама (Ясинского) (1690–1707). Именно при них в киевском Софийском соборе был создан санктуарий, где среди других святынь хранились также частицы мощей святого Харалампия. О пребывании этих мощей в Софии Киевской упоминал  митрополит Евгений (Болховитинов) в своем описании собора (первая половина XIX в.).
 
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика