Christianity in France
История православия

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА ВО ФРАНЦИИ. Часть I. От апостольских времен до1054 г.

Христианство в римской Галлии

Христианство проникло в Галлию уже в апостольские времена. По преданию, Лазарь Четверодневный, которого воскресил Иисус Христос, и его сестры Мария и Марфа, изгнанные из Святой Земли, пересекли на маленькой лодке Средиземное море и высадились близ Арелата (современный Арль), в нынешнем Провансе. А в63 г., проходя из Рима в Испанию, апостол Павел первым епископом Арля поставил апостола от 70-ти святого Трофима. В городе сохранился в перестроенном виде один из древнейших храмов Франции — собор святого Трофима, где покоятся мощи апостола. Знаменитый французский город-курорт Сен-Тропе назван в честь апостола Трофима, на его гербе помещен образ святого.

Около95 г., по благословению священномученика папы Климента, в Галлию для проповеди Благой Вести отправился епископ Афин, один из ближайших учеников апостола Павла, Дионисий Ареопагит. Придя в Лютецию (современный Париж), он обратил ко Христу часть местных жителей, положив основание Галльской Православной Церкви. Во время гонения при императоре Домициане (81-96 гг.) Дионисий, а также святые Рустик и Елевферий были схвачены и, исповедав себя христианами, обезглавлены. Впоследствии на месте их погребения, на высочайшей точке Парижа — холме Монмартр (фр. Montmartre, буквально «гора мучеников») — была воздвигнута базилика Сен-Дени. Однако, по другим источникам, Дионисий «в Паризиях» — другое лицо, он и его спутники пострадали за Христа при императоре Деции (середина III в.).

Первые летописные упоминания о христианах во Франции датируются II в. — Ириней Лионский, один из отцов Церкви, ведущий богослов своего времени, описывает смерть епископа г. Лугдун (современный Лион) Пофиния и других мучеников во времена преследований в177 г. Тогда в амфитеатре «Трех Галлий» за христианскую веру кроме епископа были замучены 43 человека. В том же году император-философ Марк Аврелий официально запретил христианство законом. Жертвой последовавших гонений стал (приблизительно в202 г.) и святой Ириней Лионский, который после казни Лионских мучеников четверть века был епископом Лиона.

Наиболее жестокие преследования галльские христиане претерпели при Максимиане Геркуле, правившем западными провинциями при соправителе Диоклетиане. В частности, за отказ принести жертвоприношение римским богам путем убийства местных христиан был казнен расположенный в Галлии Фивейский легион, состоявший из египетских христиан числом 6600 воинов во главе с капитаном Маврикием.

Но вскоре пришло облегчение. В313 г. императоры Константин I Великий и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства. Константин назначил правителем Галлии своего сына Криспа. В IV в. христианство широко распространяется в Галлии. Епископом Пуатье (где сохранился баптистерий того времени) был святой Иларий Пиктавийский (†367), который получил прозвище «Афанасий Запада» за свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью (утверждавшей, что Христос не единосущен Богу, а лишь подобосущен Ему).

Ученик Илария, епископ Тура святой Мартин основал обитель в Лигуже, куда часто уединялся для молитвы. Во всем следуя преподобному Антонию Великому из Египта, основателю отшельнического монашества, он установил в своем монастыре, где подвизалось около 80 человек, обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, однократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание святитель уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из братии монастыря вышло немало епископов, распространявших христианское просвещение среди кельтов-язычников. Мартин и его ученики основали много монастырей по всей Галлии: на похороны святителя в397 г. собралось около двух тысяч монахов. Житие святого, составленное его младшим современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы христианского Запада. Во Франции множество храмов и селений носят имя Мартина Турского. Его аббатство в Type стало величайшим религиозным центром Франкской державы времен Меровингов и Каролингов, его мантия (сарра) — государственной святыней франкских королей.

К концу римского владычества в Галлии проживало 10-12 млн жителей, большинство из которых были галло-римлянами, исповедующими христианство.

Крещение франков. Христианство во Франкском государстве

После разделения в 395 г. Римской империи на Восточную (Византия) и Западную последняя быстро приходит в упадок. В следующем веке варвары — германцы — захватывают одну часть Галлии за другой. В 406 г. возникло варварское государство бургундов, 12 лет спустя вестготы на правах союзников-федератов получили от Рима часть Аквитании. Они сыграли важную роль в июне 451 г. в битве на Каталаунских полях (современная Шампань), когда войска Западной Римской империи под началом «последнего из римлян» полководца Флавия Аэция и короля вестготов Теодориха разбили гуннские полчища Атиллы, вторгшегося в Галлию. Гунны тогда разорили, среди прочего, много монастырей. В Реймсе ими был замучен епископ Никасий, строитель городского собора во имя Пресвятой Богородицы, на месте которого был впоследствии воздвигнут Реймский собор.

Завоевание германцами Галлии было завершено королем салических франков Хлодвигом I, захватившим в 486 г. территории к северу от р. Луара. Легкость его продвижения объяснялась тем, что романское население страстно желало подчиниться власти язычников-франков, которые были единственными из германских завоевателей Галлии, не исповедовавшими арианскую ересь, поэтому влиятельное местное православное духовенство не противилось их вторжению.

Хлодвиг под влиянием «апостола франков» епископа Реймского святого Ремигия и своей жены, святой Клотильды, решил принять Православие, а не арианство. Именно поэтому Франция приобрела почетное название «старшей дочери Церкви». 25 декабря 496 г. (или годом-двумя позднее) Хлодвиг был крещен святителем Ремигием в Реймсе. Вместе с королем христианство приняли две его сестры и три тысячи воинов и приближенных, затем постепенно весь народ. Крещение Хлодвига имело для судеб Франкской державы, ее преемников Франции и Германии, такое же значение, как и Крещение 160-ю годами ранее императора Константина Великого для Римской империи и полтысячелетия спустя Крещение князя Владимира для Руси. Это событие открывает на Западе новую — христианскую — эру. Через десять лет Хлодвиг под предлогом борьбы с арианской ересью отнял у Вестготского королевства обширную Аквитанию. При Хлодвиге, в год его смерти (511-й), был созван первый во Франкском королевстве поместный церковный собор (в Орлеане), каноны которого утвердили право убежища в церкви и крестные ходы.

Хлодвиг I, выдающийся, но жестокий правитель, сумел объединить под своей властью франков. Именно при нем Париж стал столицей Франкского королевства. Здесь Хлодвиг построил базилику апостолов Петра и Павла, где и упокоился вместе с умершей позднее Клотильдой. В базилике была погребена и преподобная Геновефа (Женевьева) Парижская, которая стала для короля мудрой советницей в делах устроения Церкви Христовой. Парижане, а с ними и весь французский народ и поныне видят в ней свою небесную покровительницу. Храм, где почивали мощи святой, пользовался большим почетом, здесь собирались поместные соборы 573-го и 577 гг. Вокруг него образовался огромный монастырь — аббатство святой Женевьевы, которое имело чрезвычайно большое духовное и каноническое значение в эпоху средних веков и сыграло крупную просветительскую роль. Вокруг монастырских стен в течение последующих столетий возник ряд учебных заведений: колледж Сорбонны, Наваррский колледж и др. Здесь в XIII в. образовался и Парижский университет, в котором они теперь объединены.

В остготском тогда Провансе святой папа Симмах назначил епископа Арелатского (Арльского) Кесария митрополитом (передав ему часть полномочий епископа Вьена) и вручил ему, первому из епископов Западной Церкви, паллий — особый воротник из шерсти ягненка, символа Христа. Кесарий председательствовал на историческом соборе в Оранже в529 г., осудившем две крайние богословские позиции: учение о том, что некоторых людей Бог изначально предназначил к погибели (поэтому они спастись не могут), а также не согласился с тем, что Бог лишь пассивно ждет, когда человек к Нему обратится. Тот же собор разрешил проповедовать священникам и диаконам — ранее проповедовали только епископы.

В V-VI вв., перед лицом нашествий на Британские острова язычников (англов, ютов и саксов), целые христианские общины бриттов перебирались из Уэльса на континентальный полуостров Арморику, который получил название Бретань, а народ, образовавшийся из смешения их с местным населением, стал именоваться бретонцами. На этой земле семь святых основателей Бретани при помощи своих галльских собратьев (особенно святого Германа Оксерского) обратили в Православие значительную часть кельтского народа и его друидов, многие из которых стали впоследствии христианскими подвижниками. В основанных ими семи епархиях возник ряд монастырей, объединявших монашеские традиции Ирландии, Прованса и Востока. Основанная около525 г. святым Самсоном обитель в Доле стала под его руководством духовным центром Бретани. Энергичный организатор и ревностный проповедник, святой Самсон основал многочисленные монастыри, его трудами Слово Божие распространилось в Нормандии и на Нормандских островах. Ныне в аббатстве в Бокенском лесу хранятся мощи нескольких бретонских святых IV-VII вв.

После смерти сына Хлодвига, Хлотаря, I Франкская держава фактически распалась на отдельные королевства, что приводило к многочисленным братоубийственным войнам. Все это причиняло невыразимые страдания благочестивой королеве Радегунде, в юности насильно отданной замуж за короля Хлотаря I. После убийства мужем ее брата она порвала с ним и приняла постриг. В568 г. из Константинополя была принесена частица Животворящего Креста Господня, подаренная девичьему монастырю Божией Матери в Пуатье по просьбе его основательницы — святой королевы-инокини.

В том же году началась серия продолжавшихся полвека династических войн, получивших название «войн Фредегонды и Брунгильды», по именам королев Нейстрии и Австразии, которые были полной противоположностью Радегунде. Среди многочисленных жертв Фредегонды был Претекстат, епископ Руанский, обличивший ее перед кончиной. Многое претерпел от нее святитель Григорий Турский († 594), составитель богатейшего на тот момент на Западе агиографического труда и автор «Истории франков». В613 г. австразийская знать, уставшая от этих усобиц, свергла Брунгильду, пытавшуюся править за малолетнего правнука, и провозгласила короля Нейстрии Хлотаря II королем всей Франкской монархии.

Хлотарь II вскоре издал эдикт, которым признавал (с ограничениями) свободу церковных выборов, запрещал духовным лицам отдаваться под защиту светских лиц (даже короля), требовал для духовных лиц епископского или смешанного суда. Образование и наука ставились под контроль Церкви. При его сыне, «добром короле» Дагоберте I, были обретены останки святого мученика Дионисия. На месте находки король основал знаменитое бенедиктинское аббатство Сен-Дени, ставшее (после упокоения там в639 г. самого Дагоберта) усыпальницей французских королей, заменив в этой роли аббатство святого Германа (Сен-Жермен-де-Пре). Дагоберт I был последним меровингским монархом, правившим самостоятельно. Следующее столетие власть фактически принадлежала майордомам — старшим сановникам дворца.

Майордом Карл Мартелл в732 г. в битве при Пуатье остановил продвижение арабов в Западную Европу. Тем самым, по мнению многих историков, был сохранен христианский характер средневековой Европы. Его сын Пипин Короткий после династического переворота, совершенного в751 г., стал первым франкским королем из династии Каролингов и был позднее помазан папой Стефаном III, которому помог в борьбе с лангобардами. Вершины своего могущества Франкское государство достигло при Карле Великом (768-814), подчинившем себе территорию почти всей Западной Европы. На Рождество Христово800 г. Карл был коронован в Риме папой Львом III императорской короной.

Карл Великий упорядочил церковную организацию: все храмы должны были подчиняться епископам, которые объединялись в митрополии; он регулярно созывал церковные соборы, сделал обязательной десятину. Во всех многочисленных монастырях был введен устав святого Бенедикта; при каждом из них создавались школы. 10 мая777 г. из Рима в аббатство святой Софии на острове Эшо в Эльзасе были перенесены честные мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I.

Большое влияние на Карла оказывал выдающийся ученый и поэт, замечательный педагог, аббат монастыря святого Мартина в Туре Алкуин, бывший (наряду с Теодульфом, Павлом Диаконом и Эйнгардом) важнейшим из вдохновителей так называемого Каролингского Ренессанса. Крупным центром распространения классических знаний в Европе стала основанная ими неформальная «Дворцовая академия», которая стремилась к соединению античной формы с христианским духом. Образцом этого является Евангелие Алкуина (Евангелие из Бамберга) — иллюстрированный манускрипт, изготовленный мастерами школы Сен-Мартен-де-Тура. Труды Алкуина имели большое значение для формирования латинской обрядности (в частности, для Литургии). Критика при Карле иконопочитания, утвержденного II Никейским Собором в787 г., во многом была связана с неточностью перевода решений этого Собора на латинский язык, исказившего их подлинный смысл.

После смерти Карла Великого корона перешла к его сыну Людовику Благочестивому, прозванному так за крайнюю набожность. Он не раз выражал желание удалиться в монастырь, всячески покровительствовал начатому при отце реформированию монастырей и миссиям среди саксов, славян и особенно норманнов, нападения которых становятся теперь главной внешней угрозой для Франкского государства. Он делал щедрые пожертвования Церкви и монастырям, но правителем был весьма слабым — усобицы привели к развалу страны три года спустя после его смерти. Верденским договором843 г. империя была разделена между его сыновьями.

Клюнийская реформа. Разделение Церквей и Франции

Карл III Толстый ненадолго объединил терзаемую усобицами и набегами норманнов империю. После ее окончательного распада в 887 г. Каролинги правили в Западно-Франкском королевстве (во Франции) еще 100 лет. Неустойчивость светской власти сопровождалась нестроениями в Церкви. В Х в. Клюнийское аббатство в Бургундии стало центром одноименного движения, возникшего как протест против падения нравственности монашества и духовенства, а также против вмешательства светских феодалов в церковную жизнь. Аббат монастыря Одон Клюнийский стал инициатором клюнийской реформы западного монашества. Целями ее было введение в монастырях сурового устава, жесткий контроль за соблюдением целибата, запрещение симонии, провозглашение полной независимости монастырей от светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе. Получение Одоном в 931 г. от папы Иоанна XI привилегии принимать под свою юрисдикцию монастыри, проводившие у себя реформу, способствовало быстрому росту конгрегации с центром в Клюни. Несмотря на противодействие французского епископата и светских феодалов, не желавших терять контроль над французскими монастырями, уже при аббате Одилоне († 1049), более полувека возглавлявшем аббатство, к Клюни относилась большая часть французских и бургундских монастырей.

Владимир Моисеенко

ПРЕПОДОБНАЯ ГЕНОВЕФА (ЖЕНЕВЬЕВА) ПАРИЖСКАЯ

В течение своей долгой жизни святая Геновефа умиряла и просвещала еще полуязыческую Галлию. Последние же ее годы протекали в первом на Западе христианском государстве — во Франкском королевстве. Жизнь святой Геновефы отмечена множеством чудесных событий, связанных с проявлениями ее любви и жалости к людям. Когда ей было 12 лет, епископ г. Оксера святой Герман посвятил ее Христу, а позднее поручил ей духовное руководство над девами, желавшими последовать ее примеру и принести обет безбрачия. Впоследствии дочь и сестра короля Хлодвига также вошли в число младших духовных подруг святой Геновефы и обе с ее разрешения стали посвященными Богу девами. Даже на суровых язычников она имела такое влияние, что они не могли устоять перед ее просьбами. «Нет слов, — рассказывает летописец, — чтобы описать, как почитал и был предан король Хильдриг святой Геновефе». Сын Хильдрига Хлодвиг к преподобной относился с еще большим уважением и любовью и не мог ни в чем ей отказать: осужденные на смертную казнь в самый последний момент освобождались королем. По ее молитвам утихали бури и изгонялись бесы. Святая Геновефа особо чтила память апостола Галлии святого Дионисия Ареопагита и обратилась к парижскому духовенству с просьбой построить базилику в его честь. Парижане так горячо откликнулись на ее призыв, что величественная базилика была скоро воздвигнута.

Всего лишь на несколько недель пережила своего короля святая Геновефа: она почила 3 января512 г., 89 лет от роду, и была погребена в древней крипте, находившейся под главным престолом храма святых апостолов Петра и Павла (по другим источникам, святая Геновефа умерла раньше Хлодвига, прибл. в500 г.). И вот рядом покоились тот, кто создал христианскую Францию, и та, которая была ее ангелом-хранителем. Народное благочестие вскоре переименовало храм святых Петра и Павла в базилику святой Геновефы, а возвышенность, на которой стояла она, и по сей день называется «гора святой Геновефы». Уже в530 г. было написано первое житие преподобной, составленное, по всей вероятности, ее современником.

По материалам сайта la-france-orthodoxe.net