К святыням Черногории
Паломничество

К святыням Черногории

Площадь Черногории в два раза меньше Крыма, а жителей в ней меньше, чем во Львове. Тем не менее православных храмов и монастырей здесь столько, что ее называют “страной 2000 святынь”. Населяют страну сербы. История этого народа знает множество войн, но только в Черногории во время сражений с турками на одного павшего серба приходилось 60 убитых врагов.

Черногория родилась в огне Балканской войны. В 1483 г. одно из племен сербов со всех сторон стеснили турки. Племя укрылось среди неприступных скал Черной Горы (отсюда и возникло потом название страны). Высоко в горах они основали теократическое государство с центром в Цетинье. Его жители с рождения и до смерти носили священные шапки с изображением креста. Больше трех веков руководили этим крестоносным племенем Черногорские митрополиты. Они возносили молитвы о своем народе у престола Божия, они же вели его в бой. Благодаря этому Черногория стала единственным государством Балканского полуострова, не утратившим независимости под натиском турок.
Самым большим городом Черногории является Подгорица. Конституция страны называет его “главным городом”. Но общепризнанный духовный и национальный центр страны находится в Цетинье. Город-музей, город-храм, “Сербская Спарта” – наименований у Цетинье много. В центральной части города стоит Влашская церковь, построенная в середине XV в. Ее ограждение состоит из 1500 турецких ружей, захваченных в бою. Таких сочетаний в Черногории много. Здесь все напоминает о том, что за свободу вероисповедания сербы платили и платят собственной кровью.
Сербы не празднуют именин так, как это делаем мы, и носят имена, очень непривычные на слух (Драган, Ружица, Милош, Душан – этих имен нет в святцах, но православных сербов это не беспокоит). Они отмечают день памяти небесного покровителя целыми семьями и кланами. У сербов это называется “слава рода”. Обычно покровителем семьи избирался святой, в честь которого крестился первый христианин в роду. Многие сербы чтят святого великомученика Георгия.
Нам посчастливилось побывать на “славе” Георгия Победоносца в день его памяти (6 мая по н. ст.). После головокружительных серпантинов мы оказались в крошечной деревушке Негош. Это место является святилищем для всех жителей Черногории. Многие сербские семейства имеют здесь свои родовые храмы. Церквей тут едва ли не больше, чем жилых домов. Все скромно, аскетично, древние храмы сложены из грубого камня, поросшего мхом. Привычного для нас убранства и благолепия нет, но есть непередаваемый дух веры и единения. Кстати, по одной из версий, название национальности “серб” означает “член рода”, “член общины”.
Сегодня кафедру Черногорской митрополии занимает владыка Амфилохий. На “славу” Георгия Победоносца он совершил праздничную Литургию, а после нее началось действо, которое можно увидеть только в Черногории. Владыка отслужил молебен, во время которого были освящены огромный калач и вино. “Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, спас­тися душам нашим”, – это песнопение напомнило, что в каждом черногорском роду есть мученики. Под общее пение калач вращался над головами, а каждый из присутствующих положил руку на плечо впереди стоящего. Получился круг с концентрическими кольцами, в центре которого стоял Митрополит Амфилохий. Это была общность людей, в которой каждый ощущал себя частью целого. “Вы – тело Христово, а порознь – члены” (1 Кор. 12: 27), – вспомнились тут слова апостола Павла. С молитвой владыка Амфилохий преломил хлеб, смочил его в вине, отдал старейшине рода, а тот раздал всем присутствующим.
На этом праздник не закончился. Владыка Амфилохий пригласил всех в дом Пéтровичей. Из этого рода произошло пять Черногорских митрополитов. Начиная с митрополита Даниила († 1735), престол Черногорской митрополии стал наследным и передавался, главным образом, племянникам. Самым известным среди Черногорских митрополитов является святой Петр Цетинский. Он помог своему народу избавиться от страшной традиции – обычая кровной мести. Переходя от дома к дому, где уговорами, а где угрозой своего прещения владыка учил сербов прощать обиды. Первым примером в этом был он сам. Когда с ним несправедливо обошлись по проискам одного из российских вельмож, он ни словом не выказал своей обиды.