Церковь Англии в ХI–ХVI вв
История православия

«Отвергнув мрак идолопоклонства…». История христианства в Англии. Часть II. От нормандского завоевания в1066 г. до наших дней

Церковь Англии в ХI–ХVI вв.

В954 г. вся Англия была объединена под властью потомков Альфреда Великого, хотя правовые особенности Данелага сохранялись. В этот период христианство распространилось и среди данов, Крещению которых положил начало еще своей победой у Этандуна сам король Альфред. Большую роль в религиозном подъеме в стране сыграл святой Дунстан († 988), епис­коп Уорчестерский и Лондонский, затем архиепископ Кентерберийский. Трудами святого Дунстана, «первого аббата английс­кого народа», началось возрождение в Англии монашества, пришедшего в упадок из-за опустошительных набегов викингов (норманнов) в предыдущем веке. Благодаря усилиям святителя было восстановлено около 30 монастырей.

С конца Х в. возобновляются набеги норманнов, и в1011 г. датчане захватили в плен архиепископа Кентерберийского Альфеджа. Святой не дал им за себя требуемого выкупа и запретил это делать другим, за что в ярости датчане убили святителя.

В 1016–1035 гг. Англия вместе с Данией и Норвегией входила в состав империи Кнуда Великого. Этот датский король покровительствовал Церкви и особенно монастырям. Tакую же политику затем проводил и предпоследний англосаксонский король Эдуард Исповедник (1042–1066), который был позднее канонизирован и почитается как святой Римско-Католической Церкви и как местночтимый святой Сурожской епархии РПЦ. Короновал на трон Эдуарда Исповедника последний перед великой схизмой1054 г. и нормандским вторжением православный архиепископ Кентерберийский, святой Эдсиг. Эдуард в последние годы своего правления отстранился от участия в государственных делах, посвятив себя Церкви. Главным свершением его жизни стало основание бенедиктинского монастыря — знаменитого Вестминстерского аббатства. В правление Эдуарда большое влияние при дворе приобрели нормандские феодалы. Герцогу Нормандии Вильгельму он завещал английский трон, но англосаксонское собрание знати и высшего духовенства (витенагемот) избрало новым королем Гарольда II, брата жены Эдуарда и фактического правителя страны в последние годы его жизни. Вильгельму Завоевателю, высадившемуся с войском в Англии, удалось 14 октября1066 г. разбить англичан при Гастингсе и овладеть троном. Оправдывая вторжение, Вильгельм апеллировал также к необходимости защиты английской Церкви от узурпации — коронацию Гарольда проводил архиепископ Кентерберийский Стиганд, который, однако, еще не был официально признан папской курией. Гарольд погиб в битве. Его дочь Гита избежала плена, уехав в Данию, а затем на Русь, где стала женой Владимира Мономаха. Среди их детей — великие князья Киевские Юрий Долгорукий и святой Мстислав-Гарольд Великий, получивший свое второе имя в честь деда.

В том же году Вильгельм Завоеватель короновался в Вестминстере, и первая запись в аббатстве засвидетельствовала это. Традиции коронования здесь сохранились поныне.

В конце ХI в. Церковь Англии была реформирована новым архиепископом Кентерберийским, одним из ближайших советников Вильгельма, Ланфранком. Ему в1072 г. удалось добиться признания папой Римским примата Кентербери над всей Церковью Англии, включая и ранее полунезависимое Йоркское архиепископство. Были приняты постановления о запрещении симонии, о введении обязательного целибата священников. Реформа разделила светскую и церковую юрисдикции, что положило начало каноническому праву и становлению церковных судов. В обстановке борьбы между папой Григорием VII и антипапой Климентом III Вильгельму нетрудно было противостоять стремлению Рима установить феодальный сюзеренитет папского престола над Английским королевством. Однако он продолжал выплачивать «Грош Святого Петра» — пожертвование Святому Престолу. Ни один папа не мог отныне быть признан в Англии без согласия короля, любые нововведения в церковных вопросах должны были предварительно одобряться королем. В это время велось широкое строительство храмов — были заложены, в частности, дошедшие до наших дней кафедральные соборы в Рочестере и Ворчестере.

«История Англии» Вильяма Ньюбургского, каноника монастыря в Северном Йоркшире, описывает деятельность его современников, двух архиепископов Кентерберийских — Теобальда и его преемника, Томаса Бекета. Теобальд, сыграл важную роль в прекращении феодальной анархии, терзавшей страну в течение 1135–1154 гг. Во времена Теобальда было основано «великое множество монастырей для обоих полов, большее, чем за все предшествующее столетие». Томас Бекет был первоначально канцлером короля Генриха II, затем с1162 г. архиепископом Кентерберийским. Способствуя избранию Бекета, король надеялся подчинить себе английскую Церковь: предложенные им так называемые Кларендонские конституции существенно ограничивали ее права и привилегии. Папа Александр III отказался признать противоречащие каноническому праву конституции. Вслед за папой Бекет также отказался от их подписания. 29 декабря1170 г. он был убит рыцарями короля. Убийство архиепископа у алтаря его собственного кафедрального собора потрясло всю средневековую Европу. 21 февраля1173 г. папа Александр III причислил Бекета к лику святых. В Англии гробница Томаса Бекета быстро стала местом паломничества, а 12 июля1174 г. к гробнице священномученика приходил босым с покаянием сам Генрих II.

Англия до ХIV в. оставалась относительно отсталой страной, пережившей несколько периодов смут. Под давлением восставших баронов, поддержанных духовенством, рыцарями и горо­жанами, король Иоанн (Джон) Без­земельный 15 июня1215 г. подписал Великую хартию вольностей, ставшую в последующем одним из основополагающих конституционных актов Англии. Ко времени длительного правления его сына, Генриха III (1216–1272), относится рост культа святого короля ХI в. Эдуарда Исповедника. Генрих основал в его память ряд церквей и монастырей, французскими архитекторами было перестроено в готическом стиле Вестминстерское аббатство, роль которого как административного центра королевства выросла.

В годы Столетней войны, ведшейся с1337 г., английские короли все более тяготились вмешательством пап в дела английской Церкви. В 1370-е гг. разворачивается деятельность предшественника протестантизма Джона Уиклифа — богослова, профессора Оксфордского университета. Уиклиф отвергал учение о действительном присутствии Христа в Евхаристии, допуская только Его духовное присутствие. Взгляды профессора на Евхаристию были признаны еретическими. Джон Уиклиф — первый переводчик Библии на среднеанглийский язык.

В1401 г. Генрихом IV был введен закон (De heretico comburendo), позволяющий сжигать еретиков на костре. Закон также запрещал переводить Библию на английский язык и иметь такую. В1413 г. лолларды (англ. lollard, от средненидерландск. lollaert (d), букв.: «бормочущий (молитвы)»), выступавшие против папства, церковного землевладения и социального неравенства, подняли восстание, но потерпели поражение. Их вождь Джон Олдкасл был позднее схвачен и сожжен.

Церковь в периоды Реформации и Английской революции (ХVI–ХVII вв.)
В ходе длившейся три десятилетия (до1485 г.) войны Алой и Белой розы за обладание короной Англии погиб весь цвет аристократии. Новая династия Тюдоров, потомки Ланкастеров и уэльской знати, правила страной следующие 117 лет. В стране бурно развивались ремесло и торговля. Среди нового дворянства — джентри, торговцев и мануфактуристов возрастало недовольство роскошью верховного клира. Они требовали «дешевой церкви» и стремились повысить крайне низкий образовательный уровень духовенства.

После начала в Священной Римской империи лютеранской Реформации король Генрих VIII (1509-1547) первоначально был противником последней. Он даже написал книгу «В защиту семи таинств», в которой гневно обрушился на Лютера и его идеи. Однако несколько лет спустя король резко изменил свою позицию. Формальным поводом для разрыва отношений с Римом ему, желавшему иметь потомство мужского рода, послужил отказ в1529 г. папы Климента VII признать незаконным брак Генриха с Екатериной Арагонской (и соответственно затем аннулировать его, чтобы король смог жениться на Анне Болейн). Назначив новым архиепископом Кентерберийским своего сторонника, Томаса Кранмера, король решил этот вопрос через него, вопреки воле папы. В ответ папа отлучил Генриха от Церкви.

В 1534 г. парламент принял «Акт о супрематии», по которому король был провозглашен главой Церкви Англии, управляемой примасом — архиепископом Кентерберийским. Несогласных приравняли к государственным изменникам. В последующие пять лет монарх провел масштабную секуляризацию монастырских земель. Специально созданные комиссии закрыли все английские обители: их имущество было конфисковано, братия изгнана, мощи многих святых осквернены, уничтожались иконы, скульп­туры, витражи и прочие церковные реликвии.

Сопротивление жестоко каралось. В 1536 г. был сожжен на костре видный протестантский реформатор, переводчик Нового Завета на английский язык, Вильям Тиндейл. Особенно свирепствовал Генрих во второй половине жизни. Свои убеждения он менял так же часто, как и жен (их у него было шесть), и все несогласные с официальной политикой объявлялись изменниками. (По свидетельству хрониста Рафаэля Холиншеда, общее число жертв составило 72 тысячи человек, или 3% населения страны.) Его болезненный сын Эдуард, убежденный протестант, умер 16-ти лет от роду. К недолгому его правлению относится выработка протестантского катехизиса и «Книги общих молитв», окончательно закреплявшей признание только двух таинств (Крещение и Вечеря Господня (т. е. Евхаристия)) и трактовку символического характера Евхаристии.

Пятилетнее правление Марии Тюдор ознаменовалось жестокой католической реакцией, массовыми казнями протестантов, за что королева получила прозвище «Кровавая Мэри». Всего было сожжено около 300 человек. Смерть бездетной королевы привела к власти другую дочь Генриха VIII, Елизавету, убежденную протестантку. Ее правление (1558–1603) — расцвет английского абсолютизма, время быстрого роста экономики и мощи страны: Англия оспаривала у Испании статус «владычицы морей», среди многих торговых компаний успешно развивалась основанная при Эдуарде Московская торговая компания, Иван Грозный был одним из претендентов на руку английской королевы, (впрочем, так и не вышедшей замуж). Англиканским священникам в отличие от католических было разрешено служить в Русском государстве. Посольский священник Хамфри Коул появился в Москве в1583 г., тогда же он представил Грозному краткое изложение англиканского вероучения.

Уже в1559 г. «Актом о единообразии» королева Елизавета I показала, что продолжит следовать курсу Реформации. Религиозное примирение, постепенно достигнутое в ее правление, дало Церкви Англии идентичность, которая сохраняется и по сей день. Церковь сохранила преемственность с Церковью прошедшего периода в ее исповедании католического Символа веры, архитектуре и литургических аспектах. Церковь Англии часто называют «и католической, и реформированной». Основным источником вероучения в Англиканской Церкви является Священное Писание. Англиканство не отрицало авторитета Священного Предания, но ограничило его первыми пятью веками христианства и постановлениями первых четырех Вселенских Соборов.

По смерти Елизаветы на престол взошел Джеймс (Яков) I, он же Джеймс VI Стюарт, король Шотландии, в которой господствующей была Кальвинистская пресвитерианская церковь. Однако на­дежды пуритан на ликвидацию церковной иерархии и чрезмерной пышности богослужения не оправдались. Новый король прекрасно сознавал роль епископата в официальной Церкви: «Нет епископа — нет короля, нет знати!».

В1643 г. система епархиального управления в Англии и Уэльсе была упразднена, а собственность всех епис­копов и других духовных лиц, поддержавших короля в его войне с парламентом, — секвестрована. Но попытка организовать национальную Церковь по пресвитерианскому образцу натолкнулась на сопротивление как англикан, недовольных разрывом с многовековой традицией, так и радикальных пуритан.

Церковь Англии в конце XVII — первой половине XХ вв.

После реставрации монархии Карл II в1662 г. утвердил Книгу общих молитв и «Акт о единообразии», таким образом вернув Церковь к англиканской доктрине. Его преемник Яков II издал «Акт о терпимости к католикам» (1688) и всячески покровительствовал им, что вызвало возмущение протестантского населения. «Славная революция» возвела на престол Вильгельма III Оранского (1689-1702), стремившегося опереться на коалицию всех протестантских сил. Новый король издал «Акт о веротерпимости» по отношению к радикальным сектам, получившим право свободно отправлять свои культы.

На рубеже XVII-XVIII вв. в англиканстве сформировались понятия «высокая Церковь» и «низкая Церковь». Первый термин относится к членам Церкви, склонным подчеркивать ее общность скорее с католической, чем с протестантской традицией, а «низкая Церковь» идейно позиционировалась ближе к радикальному протестантизму.

Кризис в конституционных отношениях светского государства и Церкви на рубеже XIX-XX вв. привел к созданию в1919 г. Национальной ассамблеи Церкви Англии, призванной готовить законодательные предложения по вопросам церковной жизни. Два года спустя была проведена реформа церковного самоуправления: в приходах в обязательном порядке создавались советы с участием мирян.

Религиозная жизнь в Англии во второй половине ХХ – в начале ХХI вв. Англиканство и Православие

В1969 г. Национальная ассамблея Церкви Англии, согласно принятому несколько ранее Акту о синодальном управлении, была преобразована в Генеральный синод Церкви Англии, получивший право законодательной инициативы в церковных вопросах. Сохранив в силе Книгу общих молитв (в редакции1662 г.), Национальная ассамблея, а затем Генеральный синод и парламент приняли постановление о допущении альтернативных форм богослужения. В1974 г. парламентом был принят акт «О Церкви Англии (ее богослужении и доктрине)», впервые признающий юридическое право самой Церкви в лице Генерального синода вносить изменения в вероучение и изменять порядок богослужения. С 1980-го по 2000 гг. наряду с Книгой общих молитв действовал Альтернативный служебник, который дополнял Книгу общих молитв; с первого воскресенья Адвента2000 г. его сменила Книга общественного богослужения2000 г. (Book of Common Worship 2000).

Сейчас Англиканская Церковь насчитывает около 26 млн членов. В1998 г. в ее собственности находилось 42 кафедральных собора и 16 тысяч храмов, из которых 13 тысяч считаются архитектурно-историческими памятниками. Англиканские епис­копы являются духовными лордами королевства, оба архиепископа и 24 епис­копа входят в состав Верхней палаты парламента. С 27 февраля2003 г. архи­епископом Кентерберийским является Роуэн Дуглас Уильямс. В стране также проживают 4,2 млн католиков (8% всего населения).

Взаимоотношения Англиканской и Православной Церквей охватывают несколько веков. В 20-30-х гг. XX в. даже велись переговоры о достижении литургического общения. Продолжение этого диалога обе стороны признают желательным. Православие в Англии состоит из приходов Русской, Константинопольской и других Поместных Церквей. Общее количество православных оценивается в 250 тысяч. Основой Сурожской епархии РПЦ, юрисдикция которой распространяется на Великобританию и Ирландию, является Лондонский Успенский приход, существовавший как русская посольская церковь с1716 г. Ныне епархию возглавляет архиепископ Сурожский Елисей (Ганаба).

Владимир Моисеенко

Английский перевод Библии

В 1380 г. профессор Оксфорда Джон Уиклиф сделал первые рукописные переводы Вульгаты на английский язык.

Библия короля Якова была выпущена в1611 г. Вопрос о создании нового перевода Библии поставила перед королем группа пуритан во главе с Джоном Рейнольдсом. Яков I созвал в январе1604 г. так называемую Хэмптон-Кортскую конференцию, где был рассмотрен ряд ошибок в предшествующих переводах, прежде всего в официально принятой Англиканской Церковью Епископской Библии (1568 г.). Участники конференции приняли решение создать новый перевод.

Переводом занимались 47 членов Англиканской Церкви. Источником для перевода Нового Завета послужил греческий Textus Receptus. Ветхий Завет переводился с иврита (масоретских текстов), второканонические книги — с греческой Септуагинты, кроме Второй книги Ездры (в славянской традиции — Третьей), переведенной с латинской Вульгаты.

Библия короля Якова состоит из 27 книг Нового Завета и 39 книг Ветхого Завета.

Новая английская Библия. В резком контрасте с различными исправлениями переводов стоит предпринятая в ХХ в. попытка создать новый авторитетный текст английской Библии. Новая Английская Библия (Новый Завет, 1961; Новый Завет, Ветхий Завет и Апокрифы, 1969) — это абсолютно новый, свежий перевод оригинальных текстов на разговорный английский язык ХХ в. В нем удалось избежать как архаических конструкций ХVII в., так и буквального копирования греческих оборотов. Перевод вышел в свет при поддержке и участии всех христианских конфессий Великобритании за исключением Римско-Католической Церкви.

В настоящее время в англоязычных странах существует более 500 вариантов переводов Библии.

Про христианство читайте тут: http://hristianstvo-book.com/