История Православия в Галичине
История православия

История Православия в Галичине

Завоевание Галицких земель Польшей. Попытки восстановления Галицкой митрополии

21 декабря 1326 г. преставился святитель Петр (Ратский), митрополит Киевский и всея Руси. В день его кончины в Москве по делам своей епархии находился Луцкий епископ Феодосий, совершивший отпевание святителя. Новый Киевский митрополит Феогност в мае 1328 г. поставил на Галицкую кафедру епископа Феодора. Святитель Феогност предпринял в последующие семь лет несколько пастырских поездок на юг Руси, где пребывал подолгу.
Около 1331 г., вероятно, по просьбе Галицкого князя Юрия II Болеслава, Константинопольский патриарх Исаия вновь дал Галицкому епископу Феодору титул митрополита, но вскоре это решение было отменено вследствие протеста святителя Феогноста. Юрия II, в первые же годы своего правления выразившего желание вернуться в лоно католицизма, папа Иоанн XXII своим личным письмом убеждал остаться при этом “спасительном” намерении; писал понтифик и к польскому королю Владиславу І, прося его посодействовать возвращению родственника в католичество. Кончилось это для “князя и господина Руси, князя всей Малой Руси (natus dux et dominus Russie, natus dux tocius Russie Minoris)” скверно — в апреле 1340 г. он был отравлен. И не только недовольство бояр прозелитизмом князя было тому причиной — польский летописец рассказывает, что Юрий “слишком жестоко поступал со своими подданными, подвергая их заключению и грабя их имущество, похищая их жен и дочерей и насилуя их, а также отдавая предпочтение перед ними другим народам, как, например, немцам и чехам”.
Этот поступок бояр послужил толчком к событию, известному как война за галицко-волынское наследство, которая полвека терзала Малую Русь — так с этих пор часто называли галицко-волынские земли. Сын Литовского великого князя Гедимина и его второй жены Ольги, дочери Смоленского князя Всеволода, Димитрий–Любарт с помощью бояр утвердился на Волыни и претендовал на все Галицко-Волынское княжество. В этом он столкнулся с могучим соперником — королем Польши Казимиром ІІІ Великим (1333–1370), также заявившим свои права на наследство. Великий князь Волынский Димитрий–Любарт (1340–1383) и епископ Феодор, воспользовавшись государственными и церковными нестроениями в Константинополе (“исихастские споры” святителя Григория Паламы и его противников), ненадолго добились восстановления Галицкой митрополии. Но в 1347 г. новый император Иоанн VI Кантакузин, новый патриарх Исидор І и Константинопольский Собор по просьбе великого князя Московского Симеона Гордого и митрополита Киевского Феогноста вновь упразднили ее. В письме волынскому князю император объяснил свое деяние: “Ты знаешь, что с самого того времени, как народ русский познал Бога и просветился святым Крещением, утвердилось обычаем и узаконено, чтобы на всю Россию, Великую и Малую, был один митрополит Киевский и чтобы он рукополагал епископов во все святейшие епископии”.
Но надвигалось новое испытание, куда более тяжкое.
В 1349 г. Казимир ІІІ захватил Галичину и в последующие годы повел упорное, с переменным успехом, наступление на Волынь. Галичанам в рамках “Королевства Руси” он даровал определенную автономию, в том числе религиозную, однако поощрял, как и в Польше, заселение ее немцами и поляками. Вместе с поселенцами-католиками пришел и латинский клир. “Прииде король Краковский, — пишет о том времени летописец, — со многою силою и взяша лестию землю Волынскую и Галицкую и много зла христианам сотвориша, а церкви святыя претвориша на латинское богомерзкое служение”. На территории бывшего Галицко-Волынского княжества в 1361 г. были открыты Львовская и Галицкая римо-католические епархии, немного позднее специальной буллой папы объединенные в митрополию. В том же году во Львове началось возведение дошедшего до наших дней кафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии, первый камень в основание которого положил сам король. Казимиром ІІІ незадолго до смерти была предпринята попытка возродить в очередной раз Галицкую митрополию под предлогом того, что находящийся в Москве митрополит Киевский святитель Алексий из-за затяжного конфликта с великим князем Литовским Ольгердом много лет не мог посещать свою паству в Юго-Западной Руси. Под угрозой короля перекрестить галицкое православное население в католицизм патриарх Константинопольский Филофей вынужден был в мае 1371 г. удовлетворить его просьбу, поставив митрополитом Галицкого епископа Антония, о чем писал митрополиту Киевскому: “Да будет тебе извест