Как миряне могут отрекаться от мира
Духовная жизнь

Первая ступень лествицы. Как миряне могут отрекаться от мира

Святой апостол Павел в послании к Колоссянам призывает всех нас, совлечься ветхого человека и облечься в нового, по образу Создателя. То есть, как разъясняет Апостол, каждый из нас должен «умертвить свои земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, любостяжание, которое есть идолослужение, гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие, ложь» (Кол. 3: 5—10). И облечься «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…». Более же всего облечься «в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 12—14). В соответствии с этими наставлениями святого Апостола преподобный Иоанн Лествичник написал свою знаменитую «Лествицу», в которой подробно описывает, как христианин должен совершать свой путь духовного восхождения к Богу. «Лествица» состоит из 30-ти ступеней, которые соответствуют совершенному 30-летнему возрасту Спасителя.
Первая ступень этой «Лествицы», на которую призван ступить всякий подвизающийся христианин, — это отречение от мира. У многих сразу может возникнуть недо­уменная мысль: «Понятно, что монахи отрекаются от мира, а как мы, живущие в миру, можем отречься от него? Ведь нам постоянно приходится жить в нем, думать, как решить бесчисленное множество всяких проблем. Если от всего мирского отрешиться, не зарабатывать деньги, не решать возникающие вопросы, тогда можно остаться без куска хлеба, без одежды, без крыши над головой, стать тем, кого нынче пренебрежительно называют бомжами». А кто-то может пойти еще дальше в своем рассуждении и спросить: «А зачем, собственно, вообще кому бы то ни было отрекаться от мира? Разве Господь не создал его для того, чтобы человек наслаждался всеми его красотами и благами?».
Да, действительно, как говорит святитель Григорий Богослов в своем слове на Рождество Христово, Господь создал этот мир по преизбытку Своей благости, по Своей великой любви. И всякий человек чувствует себя здесь счастливым настолько, насколько он пребывает в нетварном свете этой Божественной любви. Беда возникает, когда в какой-то момент жизни человек, одержимый страстями, становится самоистуканом. Что это значит? Человек становится самоистуканом, когда он начинает жить лишь в свое удовольствие, по своим страстям. А по мысли преподобного Исаака Сирина, жизнь по страстям равно­значна служению миру, ибо мир есть имя собирательное, обозначающее страсти. В таком состоянии человек думает, что все, что он имеет — телесное здоровье, духовное, интеллектуальное, материальное богатство, — принадлежит лишь ему одному, и, соответственно, он начинает и к другим людям относиться не более как к источнику удовольствий. Если, например, какой-то человек перестал быть ему интересен, совершил какой-то поступок супротив его воли, то он легко может вычеркнуть его из своей жизни. По мере умножения «самоистуканства» становятся обыденностью распадающиеся без значимого повода семьи, бесконечные тяжбы за имущество, борьба за власть, наконец, церковные расколы — все это печальные следствия нашей деградации.
Отсюда понятно, почему так важно отрекаться от мира. Наше отречение от мира совершается тогда, когда мы отрекаемся от своего падшего самолюбивого «я», когда мы побеждаем свои страсти и начинаем жить не для себя, а для Бога и для других людей, забывая о своих нуждах, жертвуя собой. Кому-то такой путь может показаться слишком тяжелым или даже невозможным. Снисходя к человеческой немощи, преподобный Иоанн Лествичник дает таковым особый совет. Он пишет: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и сплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Я отвечал им: «Все доброе, что можете делать, делайте; никого не укоряйте, не скрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь к чужому ложу, и будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного».
Постараемся, дорогие братья и сестры, подняться хотя бы на первую ступень «Лествицы» преподобного Иоанна, разорвав дружбу с миром, ибо, как пишет Апостол, «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4: 4), потому что «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2: 16). Чем более мы сливаемся с миром, тем менее мы становимся полезными ему. Мы превращаемся в соль, потерявшую свою силу, которую выбрасывают вон. Лишь разорвав дружбу