Когда задают вопрос, обязательно ли верить в Бога, чтобы быть добрым человеком, я вспоминаю притчу Христа о домах, построенных на камне и на песке. На песке можно построить дом. Но будет ли он прочным? Добро изначально закладывается в человека Богом, независимо от того, верит человек или не верит. Но что будет с этим добром, если вера в человеке так и не получит своего развития? За примером не нужно далеко ходить. Совесть. По учению святых, это голос Божий, который дает возможность человеку различать между добром и злом. Иначе было бы несправедливо ждать от человека правильного нравственного выбора. Но, увы, далеко не все сохраняют совесть в чистоте, а о некоторых говорят, что они и вовсе потеряли совесть. Это значит, что зло восторжествовало в их сердцах. Чаще всего это происходит с неверующими людьми, нравственные принципы которых строились на песке бездуховности.

Есть еще один пример. Это мировоззрение Льва Толстого. Он принял этические принципы Евангелия, но отверг то, благодаря чему эти принципы не остаются красивой нравственной утопией, а могут в той или иной мере воплощаться в жизни. Он отверг Божество Христа и благодать Святого Духа. Впоследствии Ленин назвал Толстого “зеркалом русской революции” с ее моральным кодексом строителя коммунизма. К чему это привело, нам, увы, известно.
Но не будем винить этих людей. Бог им судья. Лучше задумаемся над тем, почему это могло с ними случиться. И, очевидно, одна из проблем состоит в том, что не достаточен наш свет. Не почувствовали они в наших сердцах тепла, не нашли в глазах добра, не убедительной оказалась для них наша вера. Поэтому и закралось в них сомнение: зачем верить в Бога, если верующие ненамного лучше меня. Наверное, если бы все верующие в Бога действительно жили по вере, то ни у кого бы из неверующих даже не возник подобный вопрос. Потому что добро неверующего человека просто меркло бы на фоне добрых дел, основанных на вере.
Но, с другой стороны, несовершенство верующих людей не может быть оправданием для неверия. Ведь Христос пришел призвать именно несовершенных, чтобы они смогли стать лучше, именно грешников, чтобы они смогли исправиться, именно больных, чтобы они смогли исцелиться.

Игумен Лонгин (Чернуха),
главный редактор “ЦПГ”
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика