Учение святителя Филарета, митрополита Московского, о благословении



Святитель Филарет (Дроздов) — выдающийся церковный иерарх, богослов и проповедник XIX в., который в наше время известен, прежде всего, как автор Православного катехизиса (и сегодня не утратившего своей значимости) и руководитель трудов по переводу Священного Писания на русский язык.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты поучения святителя Филарета о благословении, изложенного в Слове в день обретения мощей преподобного Сергия (1833 г.). 
Благословение, по своему имени, происходит от благого слова. Если же хотите доискиваться, откуда происходит благое слово, где первоначальный его источник, и глубочайший корень его силы, то найдете, по указанию Божественного мудреца Иоанна, что “в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”; “В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1: 1, 4). Поскольку человек сотворен по образу Божию, то из этого самого заключить можно, что и в даре слова он получил нечто по образу творческого Слова Божия. Святой Иоанн доводит эту мысль до высочайшей степени значительности, когда говорит, что та самая жизнь, или сила, которая есть в Боге Слове, сделалась светом человеков. Внутренний свет человека проявляет себя в слове. Итак, поскольку Бог Слово “сказал, — и сделалось” (Пс. 32: 9), и притом “все <…> хорошо весьма” (Быт. 1: 31), то не удивительно, что и человек, когда он находится в возвышенном состоянии образа Божия, из полноты веры в Бога Слово Которого “жизнь была свет человеков”, из глубины благости сердечной, изрекает слово, и оно действует, оказывается могущественным, творит благо.

Словом Иисус Навин остановил солнце. От слова Илии зависели роса и дождь, в продолжение трех лет с половиною. “По слову Господа, которое Он изрек чрез Илию” (3 Цар. 17: 16), горсти муки в кадке и столь же малого количества масла в кувшине хватило на все время голода. Троекратным дуновением и словом Илии воскрешен сын вдовы Сарептской. Елисей исправил злокачественные источники Иерихонские, всыпав в них соль, но так как всякий знает, что соль не имеет такой силы, то, по необходимости следует заключить, что сила этого действия заключалась в слове Пророка: “так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою” (4 Цар. 2: 21). Словом апостол Петр исцелил хромого и воскресил Тавифу. Не собирая более примеров, замечу в особенности, как ясно в некоторых из приведенных примеров действие Слова Божия в слове человеческом, а именно: в словах Елисея: “так говорит Господь” и в словах апостола Петра к хромому: “во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи” (Деян. 3: 6). В других случаях, по видимости, иначе, а именно: Тавифе тот же апостол говорит как будто своим только словом: “Тавифа! встань” (Деян. 9: 40). Но предыдущий случай не оставляет никакого сомнения в том, что и здесь, хотя не проявляется именем и звуками, но действует силою то же самое Слово Божие, обитающее в святом апостоле.
Если же таким образом узнано, что Слово Божие, являясь ли открыто в устах людей, приближенных к Богу, или действуя сокровенно из сердец их, творит дела чудесные, некоторым образом подражательные творческим действиям Божества, — то не менее должно быть понятно и достоверно, что то же Слово Божие, через тех же людей, теми же способами, изрекает и преподает благословения, некоторым образом подражательные действиям Божественного Провидения.
Итак, благословлять, в сильнейшем значении этого слова, значит простирать действие Божия Слова на творения Божии. Благословляющий благою волею посредствует между Словом Божиим и творением Божиим.
По этому понятию, верховный и всеобщий раздаятель благословений есть Иисус Христос, “посредник между Богом и человеками” (1 Тим. 2: 5), Богочеловек, в котором “Слово стало плотью” (Ин. 1: 14). Вот почему благословение было древнейшей чертой, которой Он означен был еще Патриархам, например, Аврааму: “благословятся в семени твоем все народы земли” (Быт. 22: 18). Вот почему и апостол, желая изобразить благодеяния Христовы роду человеческому, сказал, что Бог Отец благословил “нас во Христе всяким духовным благословением в небесах” (Еф. 1: 3). Вот почему и мы, преподавая наше заимствованное благословение, обыкновенно употребляем имя Иисуса Христа, особо или в составе имени Пресвятой Тро

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика