“Читала, что 64-е апостольское правило запрещает поститься в субботу, исключая Великую. В связи с этим у меня возник вопрос: как указание этого правила согласуется с нашей современной практикой соблюдать пост по субботам во время многодневных постов?»

Алла Бондаренко


Отрадно, что каноны Православной Церкви, регулирующие все стороны жизни верующих, в нынешнее время все чаще становятся предметом внимания не только священнослужителей, но и мирян, желающих иметь основательное знание по вопросам вероучения и канонической традиции Православной Церкви. Однако есть каноны, которые при первом прочтении вызывают некоторое недоумение. Для адекватного понимания правил и их верного применения нужно учитывать исторический и религиозный контексты времени, когда они составлялись, а соответственно и современности, следуя не букве, но духу учения Православной Церкви.
64-е апостольское правило гласит: “Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень (в воскресенье. — Авт.), или в субботу, кроме одной только (Великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен”. Рассмотрим объяснение этого апостольского правила у канонистов: Вальсамона, Аристина, Зонары и епископа Никодима (Милаша). Федор Вальсамон говорит: “В субботу мы не постимся, чтобы не показаться иудействующими… Итак, поступающий вопреки сему, если клирик, должен быть извергнут, а если мирянин, должен быть отлучен. Исключи мне отсюда божественных отцев, когда они постятся ради подвига воздержания и в эти дни; ибо они не будут подлежать осуждению”. Как видно, толкователь запрет поститься в субботу объясняет, исходя из религиозных причин: “чтобы не показаться иудействующими”. При этом он считает приемлемым поститься в субботу ради воздержания. С ним солидарен Зонара, указывающий на существование практики поститься в субботу ради подвига: “Но если кто постится в определенные дни, может быть в продолжение десяти или осми дней ради подвига воздержания (как уже прежде сказано), в таком случае к определенным дням причисляются и субботы и дни Господни. Так делали и многие святые отцы, когда постились и до сорока дней”. Вальсамон при толковании 64-го правила ссылается также и на 51-е и 53-е Апостольские правила, давая им схожие толкования, сводимые к следующему принципу: если что-то (пост, половое воздержание и т. п.) делается из гнушения, презрения или каких-либо ложных религиозных побуждений (по увлечению манихейством, богомильством и похожими учениями), то практикующий это осуждается “как хулящий Божии создания”. Воздерживающийся же по аскетическим основаниям осуждению не подлежит.
Толкователь канонов епископ Никодим (Милаш, 1845–1915), давая разъяснения 64-му правилу, причину его появления считает той же, что и у 51-го правила, и разделяет мнение о религиозном основании запрета: “Имея в виду это ложное учение, Апостольские постановления не только осуждают пост в субботу и воскресенье, но определенно называют его грехом”.
Также при прочтении этого и схожего с ним правил “необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы”, — говорит епископ Никодим (Милаш).

Игумен Сильвестр (Стойчев)
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика