Преподобный Алексий (Кабалюк)
Карпаторусский, исповедник

Между Габсбургами и Трансильванией. Установление в крае церковной унии
Опустошительные войны на закарпатских землях между австрийскими католиками-Габсбургами и находившимися в вассальной зависимости от Османской империи князьями Трансильвании, принявшими протестантизм, велись более столетия. Города пришли в упадок, превратясь в небольшие селения. В 1537 г. был разру­шен Мукачевский монастырь, погибла большая часть монастырских документов и архивов. Возродить монастырь смогли только к середине века, при епископе Василии I. В другом видном православном центре края, Угольском монастыре, где в то время проживало 330 монахов, в 1558 г. останавливались возвращавшиеся из Константинополя послы Ивана Грозного.

Брестская церковная уния 1596 г. встретила в Закарпатье решительное сопротивление. В ХVII в. трансильванские магнаты-протестанты Ракоци поддерживали борьбу православных своих владений против латинской экспансии, тогда как католики Другеты способствовали последней. В 1612 г. по просьбе графа Дьердя III Другета униатский епископ Перемышльский и Самборский Афанасий (Крупецкий) пытался обратить православных его владений в унию. В день Сошествия Святого Духа, во время праздника в Краснобродском монастыре, православные крестьяне, услышав от проповедника о необходимости подчинения папе, возмутились и забросали его камнями. Иезуиты, учтя этот опыт, перенесли центр своих усилий на сельское духовенство, которое принадлежало к непривилегированному населению либертинов и крепостных, выполняя, как и крестьяне, повинности и уплачивая подати. Обещанием льгот и привилегий иезуитам удалось склонить к унии часть священников и епископа Петрония, однако поступок этого архиерея был решительно осужден большинством клира и закарпатскими мирянами. В 1627 г. его преемником был избран из среды духовенства Мукачевской епархии Иоанн (Григорович). Преданный Православию, он за шесть лет окормления епархии сумел почти совершенно изгладить последствия деяния своего предшественника.
В 1633 г. Ужгород стал центром продвижения унии. В октябре того же года Василий (Тарасович), избранный на место умершего Иоанна, был хиротонисан во епископа в Яссах православным Молдавским митрополитом. Он начал тайные переговоры с Ягерским католическим епископом об унии, за что князь Дьердь I Ракоци арестовал его.
Бежавший в Рим Василий (Тарасович) позднее вернулся в Ужгород, где увещевания иезуитов к тому времени возымели действие. 24 апреля 1646 г. 63 священника Мукачевской епархии (из около 700 в 858 приходах) собрались под руководством униатского монаха-василианина Петра (Парфения) Ростошинского и католического епископа Якушича в католической часовне Ужгородского замка. В знак литургического единения были совершены молебствия с провозглашением Символа веры с добавкой «Филиокве» и заключена уния с Римом. Обряды в новой униатской епархии сохранялись православными. Как и в Речи Посполитой, предоставление закарпатским униатским священникам всех прав и привилегий католического духовенства на практике оказалось фикцией.
Православие в Закарпатье после заключения Ужгородской унии
Изгнанный епископ Василий (Тарасович), прибывший два года спустя после заключения унии на Закарпатье, назначил перед смертью себе в преемники Петра (Парфения) Ростошинского, но униатам удалось утвердиться только в принадлежавшем Габсбургам Ужгороде. Православные в трансильванских владениях в 1651 г. избрали себе в епископы решительного противника унии Иоанникия (Зейкана). Десять лет спустя епископ Иоанникий с помощью львовского архитектора итальянского происхождения Стефана Пьяменса возвел в Мукачевском монастыре первую каменную церковь в византийском стиле.
«В Мукачевской епархии, — писал архимандрит Василий (Пронин), — сопротивление унии исходило из традиционно настроенного народа <…> Приверженность к обряду, к старой вере, к вере предков характерна для Закарпатья. Борьба за унию была борьбой за священство». Последнее прекрасно понимала римская курия. Поэтому униатским с

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика