Автор: Ольга РЫБАЧУК

Фото Владимир Карленко

3 и 4 сентября 2011 года на Полтавщине состоялся ІІ Международный фестиваль колокольного звона «Диканьские перезвоны». Послушать мастерство звонарей из Украины, России и Беларуси собрались жители не только близлежащих сел, но и Полтавы, Киева. После долгих лет запрета и забвения мы можем наблюдать рождение новой традиции. Колокольный звон возвращается в православные храмы. Наступает перезагрузка.

Вот уже второй год подряд звонари съезжаются на Полтавщину, чтобы порадовать жителей сел Великие Будищи и Диканька прекрасным колокольным звоном, этим гласом Господним, который созывает народ в храм. В прошлом году были представлены Украина и Россия, в 2011-м также участвовала Беларусь. Международный фестиваль церковного звона благословил архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп.

Целью проведения фестиваля, по словам организаторов, является не только попытка формирования канонической школы звонарей на Полтавщине и возрождение старинных православных традиций, но и обретение Православной Церковью значимой роли в жизни украинцев. Также предполагается, что мероприятие будет способствовать установлению колоколен и в других храмах Полтавской епархии.

Первый день фестиваля прошел в селе Великие Будищи. При населении чуть более тысячи человек мероприятия подобного масштаба по значимости ни с чем не сравнимы для жителей села.

В еще недостроенный храм Святой Троицы села Великие Будищи звонари прибыли после устроенной для них организаторами фестиваля экскурсии в Гоголево (в музей-усадьбу, где жил наш знаменитый писатель Николай Васильевич Гоголь).

Немного волнуясь, участники отрабатывали свои выступления. Потихоньку собирались зрители. Руководил репетицией талантливый учитель и знаменитый российский звонарьВладимир Марьянович Петровский.

Дирижируя во время прогона финального произведения, «Диканьского перезвона», с одновременным участием всех звонарей фестиваля, он буквально всем телом показывал, когда тому или иному звонарю нужно вступать или замолкать, где сделать акцент и как долго длится тремоло. Всякий раз, когда участники сбивались с общего ритма или допускали какую-то другую ошибку (из-за неопытности или потому что забывали все время внимательно смотреть на дирижера), Владимир Марьянович повторял: «Работаем в режиме фестиваля! Так что готовьтесь к разным накладкам. Это фестиваль!» (фестиваль в таком значении – что-то сходное с суетой «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро» Бомарше).

Кстати, почти все участники оказались связаны между собой именно благодаря Петровскому, который их обучал, а затем, будучи автором проекта, пригласил на фестиваль «Диканьские перезвоны». Ученики, несмотря на одинаковую полученную базу знаний, играют по-разному, непроизвольно привнося свой темперамент, характер, индивидуализируя произведения. Собственно, это вполне отражает традицию становления колокольной культуры на Руси: «Не было ни школ, ни каких либо учебных заведений в данном направлении, — рассказываетВ.Петровский. — Мастерство и особенности колокольного звона рождались и передавались поместно «из рук в руки, из уст в уста»: в каждом храме, монастыре, городе, селе. Со временем данное обстоятельство позволяло вырабатывать свою стилистику, неповторимость и характер, с учетом местных индивидуальных особенностей. Все вместе, это явилось важной исторической составляющей русской колокольной традиции. Основываясь на свободе самовыражения и исполнения, в рамках церковного устава, а также при отсутствии четко выраженных гармонических и мелодических основ (главное — это ритм и характер), за несколько веков создалась национальная колокольная культура».

Что ни храм, то разные колокола, поэтому звонарям приходится приспосабливаться в режиме «фестиваля». Например, в храме Святой Троицы села Великие Будищи колокола более легкие и ножная педаль всего одна. В Свято-Николаевском храме Диканьки, наоборот, колокола тяжелые и имеются две ножные педали. Это стало своего рода испытанием для тех участников, которые являются не профессионалами колокольного звона, а скорее обычными верующими, рядовыми прихожанами своих церквей, выразившими желание обучиться основам мастерства.

Однако, забегая наперед, надо сказать, что даже аматоры с достоинством выдержали испытание.

Уже стало традицией, что прямо к началу фестиваля в 16 часов на ясном, по-летнему еще синем небе вдруг собираются тучи и идет короткий дождик, после которого в прошлом году небо за храмом пересекла живописная радуга. Дождь, однако, не мешает ни зрителям, ни звонарям.

На второй, завершающий день фестиваля, состоялся большой гала-концерт в Свято-Николаевском храме Диканьки. Размах мероприятия был больше, присутствовало несколько священнослужителей.

В отличие от предыдущего дня, добавилось выступление хора московского Сретенского монастыря. Пели они очень профессионально, в основном проверенные временем хиты вроде «Вечернего звона» или «Катюши». Однако местные жители, посетившие прошлогодний фестиваль, сожалели, что в этом году собственно колокольного звона было не так уж много (а тогда в Диканьке звонили аж три часа).

Организаторы неоднократно подчеркивали важность того, что фестиваль собрал воедино три братских народа, соединенных историей и православной верой.

Одним из главных организаторов и инициаторов фестиваля «Диканьские перезвоны» является Татьяна Дмитриевна Швец (председатель Фонда «Возрождение памяти Марии Башкирцевой»), которая была удостоена ордена святой мученицы Екатерины Украинской Православной Церкви в прошлом году, на I Международном фестивале (28 и 29 августа 2010 года).

Накануне первого фестиваля «Диканьские перезвоны» Татьяна Швец передала в дар Диканьковскому храму колокол весом в1140 кг, который стал десятым, завершающим звонницу Свято-Николаевского храма.

Нельзя не отметить то, с каким трепетным вниманием и искренней благодарностью отнеслись зрители фестиваля к зрелищу. Послушать звонарей пришли от мала до велика, целыми поколениями семей.

Радостно было смотреть, как много было маленьких детей. Также особенно красиво смотрелись юные девушки и женщины с нарядными платками, благочестиво покрывающими волосы. Запомнились и инвалиды-колясочники, которые, в отличие от своих городских собратьев, запертых в квартирах многоэтажек, свободно могут самостоятельно перемещаться по довольно неплохим сельским дорогам.

Оба дня в течение трех часов жители сёл терпеливо стояли и слушали, как говорится, «от корки до корки», все выступления участников и даже завершающие официальные напутственные слова и благодарности. По отзывам уроженцев этих мест, иных развлечений такого масштаба у них нет, поэтому фестиваль «Диканьские перезвоны» — своего рода уникальное событие, которого они с нетерпением ждут целый год. И очень надеются, что и в следующем году, вопреки возможным трудностям, фестиваль состоится в третий.

Это действительно такое мероприятие, которое способно воспитывать людей в лучшем смысле этого слова. Не было молодежи, праздно пьющей пиво и лузгающей семечки, не слышно было ругани. Атмосфера была радостная, восторженная, около тысячи зрителей в каждый из двух дней внимали выступлениям исполнителей с радостью и упоением. Это действительно Праздник с большой буквы, который способен собрать воедино семьи и народы и за который потом не бывает стыдно.

Особенно интересным показалось то, как же становятся звонарями сегодня, в XXI веке.

12-летняя Иванна Фищук, жительница села Великие Будища, является самой юной участницей фестиваля. К ним в храм Святой Троицы приезжал год назад российский звонарь Владимир Марьянович Петровский и учил желающих звонить. Из 11 учеников в группе у девочки получалось звонить лучше всех. Буквально за два дня подготовив Иванну к первому фестивалю «Диканьские перезвоны» в 2010 году, мастер уехал, а Иванна развивала навыки. Не имея музыкального образования, девочка уже второй год занимается колокольным искусством, и, похоже, ей это доставляет настоящую радость. Иванна еще точно не знает, кем хочет стать, когда вырастет, но подумывает о работе учительницей.

Очень знаковым для возрождения православных традиций и актуальности Православной Церкви в жизни молодых прихожан явились участники фестиваля Наталья и Александр Одиноковы, семейный дуэт из города Оболенска (Московская область, Россия). Наталья призналась, что только на время выступления на фестивале неожиданно забыла о своем полугодовалом малыше, который остался с бабушкой дома. На вопрос, кто лучшие звонари – мужчины или женщины? – ребята сошлись во мнении, что все звучат по-разному (таким же образом они ответили на провокационный вопрос, кто из участников понравился им более всего). Мужчины, как более сильные физически, зачастую склонны бить в колокола что есть мочи, а женщины играют мягче, интонируют. Но, опять-таки, все индивидуально и больше зависит от личности звонаря, а не от его пола.

Александр Крохалёв, послушник Мгарского Спасо-Преображенского монастыря недалеко от Полтавы – молодой человек, посвятивший жизнь Богу, поражает искренностью веры и радостью в глазах, когда говорит о нашем Спасителе Иисусе Христе. Александр очень надеется, что подобного рода мероприятия в частности и звонарское искусство вообще помогут современному человеку обратить свое лицо к спасению, вернуться в церкви, ходить на исповеди и причащаться, чтобы попасть после смерти в рай. Считает, что звонарем совершенно спокойно может быть простой человек, совершенно необязательно это должен быть священнослужитель. Главное, чтобы человек верил и хотел этой верой поделиться с людьми, в том числе и через звучащую икону – колокольный звон.

По завершении ІІ Международного фестиваля «Диканьские перезвоны» можно с уверенностью сказать, что покровитель звонарей святой Павлин Милостивый, епископ Ноланский (†431 г., память 23 января/5 февраля) помогал участникам и организаторам светлого и незабываемого мероприятия:

В любом случае, в следующем году непременно посетите фестиваль. Помимо самой незабываемой атмосферы праздника, светлой духовности и прекрасных образчиков колокольного искусства, на Полтавщине красивая природа и приветливые люди – то, что уже сложно представить себе в крупных городах.

 

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика