15 сентября вечером, на 91-м году жизни, в архиерейской резиденции на территории Свято-Покровского мужского монастыря г. Харькова преставился ко Господу митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим.

* * *

16 сентября утром, после Божественной литургии в Иоанно-Богословском храме архиерейской резиденции, тело почившего владыки было перенесено в Свято-Благовещенский кафедральный собор г. Харькова. Здесь викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий совершил у гроба владыки Никодима заупокойную литию.

* * *

17 сентября, в субботу, в Благовещенском соборе г. Харькова было совершено отпевание митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, после чего тело почившего архипастыря было похоронено рядом с алтарем придела во имя святителя Мелетия Харьковского нижнего храма Свято-Благовещенского собора.

Божественную литургию, чин отпевания и погребения совершили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Луганский и Алчевский Иоанникий, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Симферопольский и Крымский Лазарь, Николаевский и Вознесенский Питирим, архиепис­копы Белоцерковский и Богуславский Митрофан (Управляющий делами УПЦ), Львовский и Галицкий Августин, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Изюмский Онуфрий, Почаевский Владимир, Полтавский и Миргородский Филипп, Бориспольский Антоний, епископы Макеевский Варнава, Новокаховский и Генический Филарет, Шепетовский и Славутский Дионисий.

На богослужении присутствовали председатель Харьковской областной государственной администрации Михаил Добкин, председатель Харьковского областного совета Сергей Чернов, Харьковский городской голова Геннадий Кернес. В последний путь своего правящего архиерея провожали священнослужители и множество верующих Харьковской епархии.

* * *

18 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, архиепископ Изюмский Онуфрий (по поручению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира от 16 сентября временно управляющий Харьковской епархией) возглавил служение Божественной литургии в Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова, а после Литургии — заупокойную литию на могиле новопреставленного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима.

Как сообщает сайт Харьковской епархии (eparchia.kharkov.ua), по благословению архиепископа Онуфрия в течение 40 дней после смерти владыки Никодима у его могилы в приделе во имя святителя Мелетия Харьковского нижнего храма Свято-Благовещенского кафедрального собора будут ежедневно совершаться богослужения.

* * *

Редакционный коллектив «Церковной православной газеты» выражает соболезнования архиепископу Изюмскому Онуфрию, клиру и пастве Харьковской епархии, духовным чадам почившего архипастыря. Вечная память Высокопреосвященнейшему митрополиту Никодиму.

Митрополит Никодим родился в апреле1921 г. в крестьянской семье в с. Давыдовцы Кицманского р-на Черновицкой области, в те годы входившей в состав Румынского королевства.

По тогдашнему народному обычаю, после первой купели родители клали рядом с младенцем разные предметы крестьянского обихода. Считалось, что с тем, к чему младенец притронется рукой, будет связана его жизнь. Маленький Николай (имя, данное будущему архипастырю в Таинстве Крещения) прикоснулся к Библии.

С детских лет безграничную любовь к Богу и ко Святой Православной Церкви будущему владыке привила его мама — Параскева Руснак († 1961), впоследствии принявшая монашеский постриг с именем Мария Магдалина.

В 1938 г. Николай становится послушником Свято-Иоанно-Богословского Крещатикского монастыря на Буковине, а в январе1945 г. принимает постриг с именем Никодим.

Трудами отца Никодима, ставшего в 1950 г. настоятелем святой обители, был построен жилой корпус для братии.

К этому периоду относятся и первые пробы молодого священнослужителя в литературном творчестве.

В 34 года он становится воспитанником Духовных школ в самом сердце Русской Православной Церкви — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Тяга к знанию, стремление открывать глубины богословия всегда были присущи владыке: «Меня до сих пор спрашивают, — делился архипастырь, — какие я науки окончил, что умею разбираться и в мире дипломатии, и в других науках. И я сознательно отвечаю, что учился не только в духовных семинариях, академиях, но учился и учусь до сего дня из Книги жизни, которая вечно продолжается, и ее знанию нет предела».

Безупречная жизнь и многочисленные дарования воспитанника Московской духовной семинарии были замечены, и в апреле1958 г. отец Никодим (Руснак) Священноначалием Русской Православной Церкви направляется во Святой Град Иерусалим. В ноябре того же года, по просьбе патриарха Московского и всея Руси Алексия I, иеромонах Никодим был возведен в сан архимандрита патриархом Иерусалимским и всей Палестины Венедиктом и назначен исполняющим обязанности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Отец Никодим является первым архимандритом Русской Православной Церкви, награжденным медалью Иерусалимских патриархов. На протяжении своего архипастырского служения он был награжден тремя высшими орденами Иерусалимской Православной Церкви.

На Святой Земле состоялось знакомство иеромонаха Никодима (Руснака) с будущим митрополитом Ленинградским и Новгородским, а тогда игуменом Никодимом (Ротовым; † 1978).

В 1960 г. отцом Никодимом закладывается основа храма в саду святой равно­апостольной Марии Магдалины. Здесь же, на берегу тивериадских вод, Господь наполнил благодатью его поэтический ум, даруя вдохновение к написанию служб и акафистов во славу святых угодников Божиих.

10 августа 1961 г., в день празднования Смоленской и Костромской иконам Божией Матери, в Сергиевском Трапезном храме Свято-Троицкой Лавры архимандрит Никодим (Руснак) хиротонисан во епископа Костромского и Галичского «на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4: 12). На скрижалях сердца до конца своих дней владыка Никодим хранил слова, сказанные 10 августа1961 г. старшим собратом, архиепископом Никодимом (Ротовым): «Дорогой собрат, отец Никодим! Поздравляю тебя с твоей Пятидесятницей! Я не буду говорить тебе много слов, скажу лишь одно. Епископ Церкви — это история Церкви и народа, которую ты отныне, сознавая или не сознавая, будешь писать своей архиерейской деятельностью. Я желаю тебе, чтобы ты писал эту историю во славу нашей Святой Православной Церкви и во благо нашего боголюбивого народа, дабы не было посрамлено в народе нашем имя Господне». И эти богомудрые слова Харьковский митрополит Никодим нередко впоследствии произносил епископам, в архиерейской хиротонии которых он принимал участие.

Особое место в жизни владыки Никодима принадлежит одной встрече, дарованной Божественным Промыслом. В начале сентября1961 г. епископ Костромской Никодим участвовал в архиерейской хиротонии епископа Таллиннского и Эстонского Алексия. «Мог ли я подумать в те далекие дни1961 г., — признавался владыка, — что по Промыслу Божию участвую в хиротонии будущего патриарха Алексия II, первосвятителя, мудрого кормчего Русской Православной Церкви».

Именно в 1961 г. в Советском Союзе наблюдается резкое усиление антицерковной кампании: закрыто почти 1500 православных храмов. Милостью Божией владыке удавалось преодолевать эти испытания — на Костромской земле за три года служения епископа Никодима не был закрыт ни один православный храм, и, вопреки требованиям властей, намеревавшихся передать в музей чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, удалось отстоять великую святыню Русской Церкви. «В те годы, — вспоминал митрополит Никодим, — в нашем архиерейском кругу в братской беседе мы делились не тем, сколько новых храмов ты построил, а сколько смог спасти от закрытия».

С апреля1964 г. по июль1970 г. епископ, затем архиепископ Никодим являлся правящим архиереем Аргентинской и Южно­американской епархии Русской Церкви. «Первые месяцы моей жизни на далекой аргентинской земле, — вспоминал владыка, — были очень трудными. Сердце горько щемила тоска от разлуки с Родиной. Приходилось впитывать в себя испанскую речь, вживаться в незнакомый мне доселе быт, изучать нравы и обычаи латиноамериканцев. И, самое главное, — надо было достойно нести свое архипастырское служение: возрождать святоотеческие православные традиции и духовно окормлять, как своих соотечественников, которых многие годы назад горькая доля унесла за тысячи миль от родной земли, так и их детей, внуков и правнуков, которые ее никогда не видели».

В апреле — июле1970 г. архиепископ Никодим управлял новосозданным Патриаршим Экзархатом Центральной и Южной Америки (включая Мексику), с февраля1971 г. по октябрь1977 г. был исполняющим обязанности Патриаршего Экзарха. Он возвел в Буэнос-Айресе Благовещенский кафедральный собор. Построил ряд храмов в северной аргентинской провинции Мисьонес. Объездил с архипастырскими визитами всю южную половину Нового Света, участвовал в создании приходов в Чили, Мексике, на Кубе. Отредактировал перевод на испанский язык «Служебника» и издал его. Этот литургический труд владыка посвятил светлой памяти главного тайносовершителя своей архиерейской хиротонии — патриарха Алексия I. И сегодня православная южно-американская паства хранит благодарную память о владыке Никодиме, чье апостольское самоотверженное служение в Аргентинской и Южноамериканской епархии в 1964–1977 гг. ныне признано одной из вершин православной миссии в латиноамериканских странах. В конце августа нынешнего года, в последний раз вспоминая Латинскую Америку, владыка сказал: «Прошли десятки лет, я смотрю на Аргентинскую и Южноамериканскую епархию, уже в статусе митрополичьей кафедры, как на достойную, окрепшую среди братских Церквей Вселенского Православия. И радуюсь, что в этом созвездии есть и моя маленькая звездочка, мои скромные труды в далекой, но близкой моему сердцу, прекрасной и живописной Южной Америке».

С декабря1970 г. жизнь владыки связана с Харьковской землей. К тому времени в полуразрушенной епархии действовало всего около 60‑ти приходов, но при архиепископе Никодиме церковная жизнь Харьковщины активизировалась. Авторитет харьковского архиерея в церковных и общественных кругах способствовал посещению Харькова архиепископом Токийским, митрополитом всей Японии Феодосием; митрополитом Карфагенским Парфением, с 1987‑го по 1996 г. — патриархом Александрийским; патриархом Антиохии и всего Востока Игнатием IV. В 1978 г., в сложное богоборческое время, архиепископу Никодиму пришлось приложить много сил, чтобы добиться канонизации архиепископа Харьковского и Ахтырского Мелетия (Леонтовича). Представляя нашу Святую Матерь-Церковь, владыка Никодим посетил с архипастырской миссией многие страны. Его приезд в 1978 г. на Святую Гору Афон — один из первых шагов возрождения традиций паломничества верующих Святой Руси в земной удел Богоматери.

С 1983‑го по 1989 г. служение Высокопреосвященнейшего Никодима продолжилось на древней земле православной Галичины. В 1985 г. архиепископ Львовский и Тернопольский Никодим, правящий архиерей самой многочисленной епархии Русской Церкви, возведен в сан митрополита. Посещение Львовской епархии Вселенским Патриархом Димитрием и Патриархом Сербским Германом, реставрация всех приходов (около 3000 храмов) стали достойным приношением к великому юбилею 1000‑летия Крещения Руси, который праздновался в 1988 г. Призывая паству хранить духовное единство и верность Святому Православию, митрополит Никодим подтверждал непреложность слов Господа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

13 сентября1989 г. митрополит Никодим вновь назначен правящим архиереем Харьковской епархии. Выдающийся администратор, организатор и созидатель, он воссоздал из руин и дал новую жизнь бессмертным православным святыням Слобожанщины, прежде всего уникальному архитектурному комплексу Свято-Покровского монастыря. Его неустанными трудами и заботами возводятся новые храмы, восстанавливается Харьковская духовная семинария, возрождается издательская деятельность епархии. Сегодня количество приходов епархии в пять раз превышает количество храмов на 1970 г., когда владыка Никодим был назначен на Харьковскую кафедру.

В 1992 г. в церковной жизни Украины возникла сложная ситуация, грозившая отступничеством от полноты Вселенского Православия. По благословению Священного Синода митрополит Никодим 27 мая того же года созвал и возглавил Собор епископов Украинской Православной Церкви, который по месту своего проведения вошел в историю под названием Харьковский Архиерейский Собор. На нем Предстоятелем Украинской Православной Церкви единогласно был избран митрополит Владимир (Сабодан), ставший 121‑м Митрополитом Киевским в тысячелетней истории Православия на Святой Руси.

В 2002 г. в своих воспоминаниях владыка Никодим заметил: «Если бы Церковь следовала мирским ценностям и принципам, она бы давно перестала быть Церковью. Исполняя свой архипастырский долг, я решил созвать Собор в Харькове, разослал всем епископам приглашения и на­деялся только на волю Божию… Если бы сегодня случилась подобная ситуация, я поступил бы именно так. Судьбоносное решение Харьковского Собора1992 г. — это тот гранит, на котором стояла и будет стоять наша Святая Православная Церковь».

Современный этап жизни и деятельности митрополита Никодима оказался чрезвычайно плодотворным и наполненным важными свершениями. Несмотря на тяжелый недуг, именно в этот период во всю мощь расцвел литературный дар митрополита Никодима. Восемь томов трудов владыки «Послания. Слова. Речи», восемь томов стихотворений, две повести на русском и украинском языках — это лишь часть полного собрания сочинений архипастыря, председателя Комиссии по богослужебным текстам при Священном Синоде Русской Православной Церкви, Комиссии по канонизации новопрославленных святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, автора около восьми тысяч проповедей, почетного члена Союза писателей Украины и почетного члена Союза писателей России, члена Национального Союза журналистов Украины.

Деятельность митрополита Никодима нашла признание и у Церкви, и у светских властей. Он был отмечен высшими наградами Украинской, Русской, Иерусалимской, Антиохийской, Кипрской, Польской и Румынской Православных Церквей. Почетный гражданин города Харькова и Харьковской области, владыка был удостоен почетных званий ряда научных и учебных заведений (в том числе — доктор богословия honoris causa Киевской духовной академии и Варшавской Христианской Богословской академии, почетный доктор Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина), а также был признан «Человеком XX века».

9 сентября 2011 г. в своей последней статье, посвященной воспоминаниям о духовной дружбе с выдающимися священно- и церковнослужителями, владыка Никодим сказал: «Мы пронесли нашу дружбу через все дороги жизни, сохранили единство наших братских народов и единство нашей Святой Церкви по завету апостола «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 5). И пусть это святое единство будет крепнуть и впредь, пока жива наша планета, чтобы народы наши жили в единомыслии и твeрдой вере, стараясь «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 3)».

Высокопреосвященнейший митрополит Никодим прожил многотрудную, но интересную, исполненную радости служения Господу и Его Святой Церкви жизнь. Своим духовным чадам и собратьям-священнослужителям владыка оставил добрую память, полную мудрых наставлений и личных примеров любви к Богу и ближним. Посеянные им семена на ниве Христовой уже сегодня приносят обильные всходы в сердцах благодарной своему архипастырю паствы, которая возносит молитвы о упокоении его души в обителях Отца Небесного.

 

Протодиакон Максим Талалай,

заведующий

Церковно-историческим музеем

Харьковской епархии

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика