Богословы и ученые из десяти стран мира собрались в столице Украины, чтобы пообщаться и вместе обсудить тему «Детство в христианской традиции и современной культуре». Под таким названием 25 сентября в актовом зале Киево-Печерской Лавры открылись Успенские чтения-2011.

Первое пленарное заседание началось докладом Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира «Духовный смысл детства и старости в христианской традиции». Поскольку Митрополит Владимир находится на лечении, его доклад зачитал председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко.

«Детство и старость — это два совершенно различных по своим обстоятельствам возраста, — говорится в слове Предстоятеля. — Но по своему внутреннему опыту, по этой открытости Богу, они во многом похожи. То, что предчувствуется чистым сердцем в детстве, дается видению сердца искушенного в старости».

«Будьте как дети, сказал Христос и тем самым дал нам заповедь, которой позже будут придерживаться все христианские подвижники — забыть о себе, сосредоточить свою волю на Боге, а не на тех, даже самых высоких и самых, казалось бы, подлинных переживаниях, которые остаются в нашей душе после богообщения», — напомнил Блаженнейший Владыка.

Митрополит Минский и всея Беларуси Филарет, постоянный участник Успенских чтений, и в этот раз удивил своим глубоким и неординарным докладом «Встреча с детством: научение любви». Владыка не смог приехать на конференцию и поручил выступить со своим докладом ректору Минской духовной академии и семинарии архимандриту Иоасафу (Морза).

«Когда я прочитал тему конференции, она вызвала у меня улыбку. Что может сказать 76-летний монах-архиерей о детстве? Мое окружение, да и я сам безнадежно взрослые люди», — был предельно откровенен митрополит Филарет. «Ученики Христовы воспринимали своего авву как земного учителя, близость к которому сулит определенные блага, но Проповедник кротости и любви Христос указывает на дитя (см.: Лк. 9: 46–48), — замечает владыка и объясняет. — Путь в Царство Божие лежит не через широкие врата, но через неприметную для мира калитку детства».

Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, Управляющий делами УПЦ, посвятил свое выступление глубоким размышлениям о ценности человеческой личности. «Ценность души не определяется возрастом. Ребенок перед Богом столь же полноценная личность, как и взрослый, причем не с момента рождения, а с момента зачатия. Разница лишь в том, что личностные качества даны ему как дары, которые еще предстоит раскрыть. И главная задача воспитания — создать такие условия, чтобы эти дары раскрылись», — считает владыка.

«Подтверждением безусловной ценности ребенка, признание за ним главного права личности — права на общение с Богом, стала традиция Причастия с младенчества, — сказал архиепископ Митрофан. — Однако не только в обществе, но и в Церкви это не всегда с достаточной степенью осознавалось. С XII в. Католическая Церковь отошла от традиции причащать детей с рождения». Владыка напомнил, что в XVI в. Тридентский собор установил возраст, по достижении которого разрешалось приступать к Таинству Миропомазания и Причастия: для девочек — с 12 лет, для мальчиков — с 14 лет. И только в начале XX в. папа Пий X снизил возраст первого Причастия детей до семи лет.

«По сути, этим нарушалось одно из самых главных прав ребенка — право на общение с Богом. В православной традиции причащение детей с младенчества не прерывалось никогда. Доказательством признания в ребенке его абсолютной ценности является канонизация детей, признание детской святости», — подчеркнул Управляющий делами УПЦ.

Ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний выступил с докладом «Тема детства и младенчества в Новом Завете», в котором дал богословский анализ соответствующих мест Священного Писания.

Архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр в своем докладе размышлял над темой «Детскость и проблема искренности в современном искусстве». Анализируя визуальное творчество XXI в., он пришел к выводу, что по-детски непосредственный взгляд на отображаемую действительность в любительской фотографии часто бывает глубже и талантливее сложной профессиональной работы, перегруженной контекстами и смыслами.

Доклад ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископа Гатчинского Амвросия «Духовно-аскетическое и богословско-эсхатологическое осмысление слов Христа “…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18: 3)» прочитал заведующий аспирантурой СПбДа священник Константин Костромин.

Своим выступлением «Детство как время посвящения в Таинство Церкви» епископ Макаровский Иларий продолжил тему, начатую архиепископом Митрофаном.

Первое пленарное заседание Успенских чтений завершилось докладом настоятеля прихода святого Амвросия Медиоланского в Милане иеромонаха Амвросия (Макара) «Душевная чистота ребенка».

Модератором первого дня богословского форума был руководитель Центра святого Климента «Общение и диалог культур» Константин Сигов.

Успенские чтения продолжились 26 сентября в Национальном заповеднике «София Киевская», а 27 сентября участники форума собрались в Институте религиозных наук им. Фомы Аквинского. Завершилась конференция в среду 28 сентября в Национальном университете «Киево-Могилянская Академия».

Главными и бессменными организаторами Международных Успенских чтений являются Центр святого Климента «Общение и диалог культур» и научно-издательское объединение «Дух и Литера». На сайте Центра святого Климента (http://clement.kiev.ua) можно ознакомиться с материалами прошедших чтений, которые в печатном виде регулярно издает «Дух и Литера».

Олег Карпенко

 

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика