17–18 октября преподаватели духовных школ и светских вузов приняли участие в III Международной научно-практической конференции Киевской духовной академии «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы». В этом году организаторы предложили участникам обсудить тему христианской святости в контексте истории духовного образования и его современных проблем.

«Изучение святости на примере Киевской академии весьма актуально в наши дни, — говорилось в приветственном слове Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира, которое зачитал Управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан. — Из этой школы вышло немало святых подвижников нашей земли. Их пример должен вдохновлять нас на достойное служение Господу Богу и Его Церкви».

Далее архиепископ Митрофан в собственном докладе на тему «София Киевская — центр просвещения Руси», посвященном 1000‑летнему юбилею Киевского собора Святой Софии, рассказал об историческом значении знаменитого древнего храма, указав на то, что образ Софии-Премудрости лег в основу всей русской духовности.

Ректор КДАиС архиепископ Бориспольский Антоний в докладе «Киевская академия — школа святости» сделал обзор исторических периодов существования киевской духовной школы и того опыта святости, который был присущ каждому из них.

Архиепископ Антоний (а впоследствии и другие участники конференции) неоднократно обращался к монографии Георгия Федотова «Святые Древней Руси» как к одному из главных научных трудов по агиологии.

После этого прозвучал доклад проректора КДАиС по учебной работе архимандрита Климента (Вечери) о столетнем юбилее со дня прославления выпускника КДА святителя Иоасафа Белгородского. А завершил пленарное заседание профессор МДАиС архимандрит Платон (Игумнов) своим выступлением на тему «Агиология как наука о христианской святости».

Работа конференции продолжилась в семи секциях: опыт святости в истории духовных школ; исторический путь киевских духовных школ; духовные школы: история и современность; проблемы духовного воспитания студентов; взаимодействие духовных и светских учебных заведений; богословие, философия и религиоведение: исторический опыт и проблемы взаимодействия; студенческая наука в духовной школе.

В работе первой секции принял участие профессор Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владислав Свешников. В своем докладе, размышляя о феномене христианской святости, московский богослов указал на пути примирения консервативного и либерального православного мировоззрения: «В зависимости от своих личных сердечных пристрастий, одни склоняются в сторону законнического старообрядчества, а другие — в сторону полного духовного либерализма. Но оказывается, что и те и другие не способны понять высшую простоту Христову, которая открывается не в линейном, а в диалектическом соединении этих двух, по‑видимому, исключающих друг друга, практик. Кажется, что верным может быть либо одно, либо другое. А на самом деле простыми, но рационалистическими человеческими категориями и сознанием это вообще не выразить. Для того чтобы понять, как возможно такое соединение, требуется совершенно другой тип понимания, в основе которого лежит вера — простое доверие Христу». При этом богослов отметил: такая очевидность открывается лишь на пути опытного христианства.

Второй день конференции прошел в формате круглого стола, посвященного проблемам воспитания студентов духовных школ. Стержнем мероприятия стало выступление епископа Новокаховского и Генического Филарета, в котором он дал оценку современному состоянию духовных школ, подробно разобрал проблемы воспитательного и учебного процессов, наметил перспективы развития системы церковного образования. Владыка подчеркнул, что семинарии призваны быть пастырскими школами и не должны трансформироваться в теологические вузы.

«Нужно не бояться обсуждать со студентами насущные проблемы Церкви, — уверен епископ Филарет. — Человек в «розовых очках», вышедший из семинарии, может принести Церкви больше вреда, чем циник и маловер. Потому что последние могут иметь хоть вид благочестия, а такой вот «очарованный странник», вернее «очарованный ставленник», по мере разочарования может стать или церковным сектантом, или неверующим, но в любом случае вред Церкви будет».

Проректор КДАиС по учебной работе архимандрит Климент (Вечеря) рассказал «Церковной православной газете» о целях конференции и об особенностях ее тематики в этом году. «Конференция призвана объединить усилия светских и духовных учебных заведений в направлении интеграции духовного образования в общеобразовательный процесс, — сказал архимандрит Климент. — В этом году она была посвящена опыту святости в киевских духовных школах. Ведь многие выпускники и преподаватели КДА на протяжении почти четырехсотлетней ее истории не просто интеллектуально обогатили наше отечество, но и стали самыми известными и почитаемыми святыми». На вопрос о преемстве традиции духовного делания современными воспитанниками проректор ответил, что каждый, кто хочет быть студентом духовной школы, выражает этим стремление посвятить свою жизнь церковному служению: «Я осмелюсь говорить о том, что все наши студенты, в той или иной степени, стремятся отобразить евангельский идеал, который дан Христом. То, что наши студенты избрали местом своего обучения семинарию, свидетельствует о том, что они готовы пожертвовать очень многим ради своего спасения. И мы им за это очень благодарны».

Олег Карпенко

 

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика