История христианства в Германии



Часть I. Крещение германцев. Церковь Восточно-Франкского королевства (до 962 г.)
 
Рим и германские племена

С 58 г. до н. э. по 455 г. н. э. нынешние немецкие области к западу от Рейна и к югу от Дуная входили в состав Римской империи. Ненадолго Риму удалось подчинить и земли между Рейном и Эльбой, но страшное поражение в сентябре 9 г. в Тевтобургском лесу от восставших германских племен вновь отбросило их за Рейн. С 80 по 260 гг. н. э. территория междуречья верхнего течения Рейна и Дуная также была подчинена Риму. В те времена Германия подразделялась на провинции Верхняя, Нижняя Германия и Реция. Именно тогда возникли такие города, как Кeльн, Трир, Бонн, Майнц, Вормс, Аугсбург.

Среди воинов размещенных тут легионов, селившихся здесь ветеранов и прочих поселенцев были выходцы из всех областей империи, среди них немало христиан. Предание гласит, что еще апостол Петр послал просвещать территорию Галлии трех своих учеников: священника Евхария, диакона Валерия и иподиакона Матерна. Они затем последовательно были епископами г. Августа Треверов (Трир) – резиденции императоров. Однако современная наука относит житие Валерия к III в., а официально первым епископом считается Агриций Трирский, под документами Собора 314 г. в Арле стоит его подпись. В годы правления в Трире Константина Великого (306–316) мать императора, равноапостольная царица Елена, передала святителю часть своего дворца под кафедральный собор, а также обретенный ею в Святой Земле хитон Христа, являющийся с тех пор главной святыней собора. В крипте Трирского кафедрального собора святого Петра хранится ныне и часть мощей (глава) равноапостольной царицы Елены.

Агрицию приписывается перенесение в Трир мощей святого апостола Матфия (сейчас они находятся в бенедиктинском аббатстве святого Матфия). Святитель Максимин, второй епископ Трира (332–347), проявил себя стойким противником арианской ереси, он дал пристанище сосланному сюда Афанасию Великому.

В упомянутом выше Арльском соборе участвовал и епископ столицы провинции Нижняя Германия – Колонии Агриппины (Кельна). Этот собор проходил на следующий год после издания Миланского эдикта, узаконившего христианство в империи. А несколько ранее, в конце правления ее западной частью августом Максимианом Геркулом (286–305), на Рейне приняла мученический венец десятая часть знаменитого Фиванского легиона. В частности, в Кельне пострадал святой Гереон (ныне один из святых покровителей города, чьи мощи находятся в церкви его имени), бывший в офицерском чине, вместе с 318 другими солдатами-христианами.

Крещение германцев

Германские племена за пределами империи, постоянно воюя с ней, постепенно объединились в мощные союзы – франков, алеманов, саксов, бургундов и усилили свой натиск. Христиане, жившие на Рейне и Дунае, общаясь с пленниками, сами попадая в плен к германцам или торгуя с ними, несли им весть о Христе. К тому времени язычество германцев значительно развилось. Юлий Цезарь отмечал у них отсутствие жрецов и верование в солнце, огонь и луну, то есть только в те силы природы, которые они видят собственными глазами, а «об остальных богах они даже не слышали». Однако Тацит, писавший спустя полтора века после Цезаря, сообщает о влиятельных жрецах внутри германских общин, а также о богах и богинях, которым не строили храмов, но «посвящали дубравы и рощи», приносили жертвы, включая человеческие. Воля богов определялась при помощи гадания на деревянных плашках с вырезанными на них знаками, по голосам и поведению птиц и священных белых коней.

Первыми из германцев христианство приняли готы, с начала III в. жившие в Северном Причерноморье. «Готские войны» с Римом, интенсивные торговые контакты с малоазийскими греками, населявшими эту часть империи, способствовали ранней христианизации готов; их епископ принял участие уже в I Вселенском Соборе 325 г. Языческая реакция в следующие несколько десятилетий не смогла свернуть готов с истинного пути, но восторжествовавшее в те годы в империи арианство вскоре на два с лишним столетия ввергло большинство из них в эту ересь. Апостол готов Ульфила перевел на их язык Евангелие, но сам также подвергся влиянию учения Ария. Окончательно готы утвердились в нем, перейдя в 378 г. Дунай, когда спасались от нашествия гуннов. Император Валент, ярый арианин, поставил это непременным условием принятия их в римские владения. Вандалы, поселившиеся в римской Паннонии, к тому времени также приняли арианство, хоть и весьма поверхностно. Постепенно бургунды и часть алеманов восприняли арианство. После II Вселенского Собора 381 г. торжество православного учения в пределах империи было восстановлено, но среди германцев арианская ересь продолжала развиваться, ее миссионеры многие десятилетия спустя проповедовали среди баваров.

Римской империи в целом удавалось в течение IV в. сдерживать германцев на Рейне, пока угроза от продвигающихся к Аппенинам с востока готов в начале следующего столетия не заставила Рим вывести легионы из Галлии, оставив еe беззащитной перед новым мощным вторжением германских племeн. А вскоре появился враг невиданной ранее силы. Гунны, выступавшие до середины V в. как союзники Западной Римской империи в борьбе против германских племeн, покорив большинство из них, ринулись на бывшего союзника. В это время у Кeльна от них принимает мученическую смерть его нынешняя патронесса святая Урсула и еe 11 дев.

Образовавшиеся на развалинах Западной Римской империи варварские королевства остготов, вестготов и бургундов были арианскими, лишь франки, позднее их занявшие рейнские земли и север Галлии, приняли в самом конце V в. христианство по православному обряду (см.: «ЦПГ» № 20 за 2011 г.). Начиная с крестителя франков Хлодвига, франкские короли и знать, в союзе с влиятельным православным духовенством Галлии искоренив арианство в присоединенных к их державе Бургундии и Аквитании, принялись в следующие три века за христианизацию новых владений к востоку от Рейна – Тюрингии и Баварии.

Как и франки на Рейне, баварцы, поселившиеся на верх­нем Дунае, в Реции и Норике, встретили здесь уже вполне окрепшую Церковь, начало которой относится ко временам еще до Константина Великого. Закаленная в борьбе с язычеством, эта Церковь сохранила свою прочную организацию, несмотря на германское нашествие. Об этом свидетельствует ряд местных христианских мучеников, одна из них — святая Афра, отказавшаяся принять участие в языческих обрядах и отречься от своей веры и заживо сожженная в 304 г. во время Диоклетиановых гонений.

Зато в земле, утерянной Римом в конце III в. и занятой алеманами, вера еще не успела укорениться, и до конца VI в. алеманы оставались язычниками с небольшими вкраплениями христианских общин. Франкские короли поощряли миссионерскую деятельность ирландских монахов, появившихся здесь в конце VI в. Святому Колумбану († 615) (не путать со святым Колумбой, просветителем Шотландии) и его ученикам удалось укрепить в вере франков. Они основали ряд монастырей в Бургундии, Нейстрии, Австразии, но дальше к востоку их проповедь не привела к массовому принятию христианства – строгий аскетизм ирландцев был слишком суров для германских новообращенных. Святой Колумбан, полагая, что игумен, а не местный епископ, является главным авторитетом в своем монастыре, придерживался ирландской пасхалии, чему противодействовали галльские епископы, использовавшие римскую пасхалию. Он принес на континент и ирландскую практику частной исповеди – обычай, любимый еще святым Василием Великим.

Другой ирландец, священномученик Килиан († 689), прозванный апостолом Франконии, крестил жителей этого края и местного герцога, но вместе с другими двумя иноками был убит по наущению жены правителя, недовольной строгим отстаиванием святым христианской формы брака. Его мощи покоятся в Вюрцбурге, в построенном в ХI в. соборе его имени. Святой Куниберт, епископ Кельнский († 663), привел пасомую епархию к расцвету. Он основал несколько новых монастырей и всячески поддерживал христианских миссионеров, отправлявшихся на север в Фрисландию и на восток в Саксонию и Тюрингию.

В последних значительных успехов добились англосаксонские миссионеры, сменившие с конца VII в. ирландцев. Подчиненные (в отличие от ирландцев) Риму, они смогли опереться на поддержку папы и церковной иерархии. Виднейший из них, святитель Бонифаций, был в 722 г. посвящен папой Григорием II во епископа без предоставления епархии, под прямой властью римского престола. В нынешнем Гессене святитель одержал победу над язычеством, срубив дуб, который идолопоклонники почитали как поддерживающий небосвод. Бонифаций использовал древесину этого дуба для строительства церкви, при которой он основал монастырь Фрицлар. Получив архиепископский паллиум, а затем и полномочия легата, святитель продолжил миссионерское делание в Тюрингии и Баварии, хиротонисал в последней четырех епископов, основал Гессенскую епархию с центром в Бюрабурге и епархии в Айхштадте и Эрфурте. Основанный им у р. Фульда монастырь символизировал единство Германской Церкви, которую он преобразовал по образцу Британской, подчинив ее папе. Бонифаций восстановил практику регулярного созыва Соборов, в которых принимал участие не только епископат, но и франкская аристократия во главе с майордомами Карломанном (ушедшим вскоре в монастырь) и Пипином Коротким. За свои заслуги в деле христианизации страны несколько веков спустя святой Бонифаций был назван «апостолом Германии».

Пипина, избранного франками на королевский престол в 751 г., святой Бонифаций благословил, а тремя годами позднее папа Стефан III совершил над ним миропомазание, – так сменилась династия. При Каролингах, особенно при сыне Пипина Карле Великом, Франкское государство, завоевавшее половину Западной Европы, достигло вершины своего могущества. Столицей Карла стал Ахен, здесь он велел воздвигнуть величественный храм, где находился и его трон, – Императорскую капеллу (Pfalzkapelle), возведенную в лучших традициях византийского стиля. Карл Великий, окруженный блестящей плеядой сподвижников (см.: «ЦПГ» № 20 за 2011 г.), провел глубокую церковную реформу в своей империи, упорядочил монастырскую жизнь на основе устава святого Бенедикта и систему епархий. Наряду с Трирским и Майнцским, в 795 г. было учреждено Кельн­ское архиепископство во главе с другом Карла Хильдебольдом. Сын своего времени, император нес язычникам христианство на острие меча. В изнурительных и жестоких саксонских войнах ему удалось подчинить и обратить в веру упорствовавших в идолопоклонстве саксов, надеявшихся таким образом (как позднее, например, литовцы) сохранить независимость. Святитель Виллехад, англосаксонский проповедник, а с 787 г. первый епископ Бремена, постоянно рискуя жизнью, вел в те годы среди саксов и фризов миссионерскую деятельность, обратив многих.

Людовик Благочестивый, сын Карла, унаследовал от отца любовь ко Христу, но не волю и искусство правления. Набожный и щедрый к Церкви, он основал массу монастырей, заботился о распространении христианства среди славян и скандинавов (в это время норманны становятся главной внешней угрозой для Франкского государства), создал епископскую кафедру в Гамбурге. Император всячески покровительствовал проведению реформирования монастырских правил в сторону усиления аскетизма монахов на основе принятия устава Бенедикта Анианского. Людовик оказал определяющее влияние на верующую душу святой Эммы Баварской, вышедшей замуж за его сына, позднее Восточно-Франкского короля Людовика II Немецкого. Две их дочери стали аббатисами монастырей.

Церковь Восточно-Франкского королевства (843–962 гг.)

Усобицы сыновей Людовика Благочестивого, терзавшие империю в последние годы правления их отца, разрешились разделом ее между ними по Верденскому договору 843 г. С Восточно-Франкского королевства, включавшего территории приблизительно к востоку от Рейна и к северу от Альп, с этого года начинается немецкая государственность. Под 919 г. в Зальцбургских анналах было впервые упомянуто выражение regnum teutonicorum (Германское королевство) – название, которое через несколько веков стало общепризнанным (в форме «Reich der Deutschen»). Оно фактически состояло из пяти крупных племенных герцогств: Саксонии, Баварии, Франконии, Швабии и Тюрингии (вскоре к ним прибавилась Лотарингия), где племенные герцоги обладали реальной властью, в то время как власть короля была ограниченной и зависящей от крупнейших феодалов. На протяжении IX–Х вв. параллельно с процессом постепенной консолидации власти в герцогствах шло и осознание единства формирующейся германской народности и государства, чему в немалой степени способствовал наиболее образованный слой — духовенство. В 847–856 гг. архиепископом Майнцским был ранее ближайший советник Людовика Благочестивого Раба́н Мавр – учeный, латинский писатель, педагог, поэт, автор одной из первых средневековых энциклопедий. Среди его трудов — множество комментариев к Священному Писанию, жития святых, описания церковной и монастырской жизни, проповеди, морализаторские сочинения. Видный деятель «Каролингского возрождения», он был первым, кто ввел во Франкском королевстве обучение греческому языку. Слава о школе Фульдского монастыря разнеслась по всей Германии.

В конце IX в. Восточно-Франкское королевство подверглось разрушительным набегам норманнов и венгров, увязло в войнах с ранее подчиненной ему Великой Моравией, добивавшейся независимости. В управлении государством архиепископ Майнца Гаттон (Хатто) I, возглавлявший регентский совет при малолетнем Людовике IV Дитя, выступал как сторонник сильной королевской власти и противник усиления племенных герцогств, однако последние, особенно Саксония, подчинялись лишь номинально. Гаттон получил от папы Формоза паллий и должность папского викария в Германии, а также мощи Георгия Победоносца, для которых в монастыре на острове Райхенау был построен новый храм.

В 911 г. умер король Людовик Дитя, восточнофранкская ветвь Каролингов угасла. Семь лет спустя умер избранный знатью бездетный король Конрад, и знаки королевской власти — по его завещанию и решением знати – были переданы герцогу Саксонскому Генриху. Несмотря на то, что новый король Генрих I Птицелов отказался от помазания, он, желая привлечь на свою сторону Церковь, назначил канцлером королевства архиепископа Майнцского Херигера. Вначале положение короля было весьма шатким. Венграми в 926 г. был разграблен и сожжeн знаменитый Санкт-Галленский монастырь. Только выплатой большой ежегодной дани король смог заключить девятилетнее перемирие, в результате которого, подчинив полабских славян, он смог накопить силы и в марте 933 г. наголову разбить венгров, а год спустя и датчан.

В годы правления Генриха, который показал себя талантливым правителем и искусным политиком, начался длительный процесс формирования немецкой империи. При его сыне Оттоне I Великом в этом был сделан важнейший шаг — в 962 г. была основана Священная Римская империя, просуществовавшая по 1806 г. и объединявшая многие светские и церковные территории Европы.

Владимир Моисеенко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика