Сретение Господне
Мы можем встречаться и с детской святостью, и сосвятостью юношеской, и женской… И это потому, что Христос был и младенцем,и отроком, и юношей. Собою Он наполнил возрасты человеческой жизни, дотоле чуждыеполного освящения. Он сделал возможной святость в любом возрасте, но именно возможной,а не обязательной, поскольку нужно еще и желание человека, и труды, и долготерпение.

БОЖЕСТВЕННЫЙПАРАДОКС

УвидетьМессию собственными глазами — вот тайная линия всей ветхозаветной истории, явленнаяна людях избранных. «Мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19: 27), — говорилИов об Искупителе. «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой… и возрадовался»(Ин. 8: 56), — говорил Христос иудеям о тех особых моментах жизни праведника, когдабудущее приоткрывалось пред ним, и он оказывался вплетенным в самые глубокие судьбыБожии. Об этом же говорит и окончание 90го псалма: «Долготоюдней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». Со всей очевидностью эти слова исполнилисьна старце Симеоне, которого Церковь с любовью называет Богоприимцем.

Писаниеговорит, что он был стар. Есть Предание о принадлежности Симеона к переводчикамСептуагинты, о его сомнении в переводе слов Исаии о Деве. Как следствие — небесноеобещание увидеть воплотившегося Мессию. У нас нетпричин сомневаться в этом рассказе, но нет и нужды пользоваться им с той же степеньюсмелости, с какой можно ссылаться на Четвероевангелие. Можно лишь отметить, чтообещание дожить до Рождения Мессии в рассказе звучит как некое благодатное наказаниесомневающемуся, тогда как дожить до этого события было самым горячим желанием праведныхдуш.
ПОЛНОТАОСВЯЩЕНИЯ ЖИЗНИ

Итак,Симеон был несомненно стар, и было ему обещано Духом Святым не видеть смерти, прежденежели не увидит он Христа Господня. В понимании ветхозаветных людей святость лучшевсего ассоциировалась со старостью. Детство неопытно, юность похотлива, зрелостьпрагматична и своекорыстна. А вот если человек дожил до глубоких лет; если он потерялсилу зрения, сидя над Книгой Закона; если страсти больше не волнуют его увядшуюплоть, а молитва все сильнее звучит в его сердце; если прожитые годы согнули егостан, но не сломали, то седина такого старца напоминает о славе Божией.

В новозаветноевремя мы можем встречаться и с детской святостью, и со святостью юношеской, и женской,и т. д. И это потому, что Христос был и младенцем, и отроком, и юношей. Собою Оннаполнил возрасты человеческой жизни, дотоле чуждые полного освящения. Он сделалвозможной святость в любом возрасте, но именно возможной, а не обязательной, посколькунужно еще и желание человека, и труды, и долготерпение.

БЕЗОШИБОЧНЫЙВЫБОР
А Симеонбыл стар и свят той ветхозаветной святостью, которая уже ничего на земле не хочети не ждет, кроме исполнения обещания об Искупителе. Однажды, когда он об этом думали об этом вздыхал, Дух Святой велел Симеону идти в храм. И старец пошел.

Храму евреев был один. Двух, трех или более храмов на разных местах им иметь было нельзя(как нельзя и сейчас). В дни праздников храм и прилежащие к нему территории иззамноголюдства напоминали муравейник. И в обычные дни он вовсе не был пуст. Жертвыобета, жертвы благодарности, повинности за грехи приносились ежедневно от многихлюдей, не считая обязательной утренней и вечерней жертвы. Исцелевшие прокаженныеждали свидетельства иереев о своем здоровье. Младенцы были приносимы в 40йдень для совершения священного выкупа. 

В чадолюбивом народе, не знавшем абортови жаждавшем умножения потомства, ежедневно рождалось больше детей, чем у нас ныне.Соответственно сороковины приспевали для десятков матерей с детьмиежедневно. И все они шли в один-единственный храм для совершения законного обряда.

Симеонбез ошибки узнал Тех, Кто ничем внешним от прочих людей не отличался. Один и Тотже Дух Святой был в Симеоне и почивал на Деве с Младенцем, исключая саму возможностьошибки.
МОЛИТВАУМИРАЮЩЕГО ПРАВЕДНИКА
Старецподошел к семейству и произнес молитву. Эту молитву можно назвать «молитвой умирающегоправедника». В ней — благодарность за исполнение обещания и предсказание о спасениивсех людей — как Израиля, так и сидящих во тьме народов. С этой молитвой потом умиралимногие праведники, имея в себе то же чувство, что и Симеон, — чувство исполненногодолга, совершившегося Промысла и своевременного ухода. Эту молитву мы должны читатьпосле Причащения, выражая тем свою готовность, если что, и умереть теперь в мирепосле Святого Причащения.
ОБЪЯВЛЕНИЕВОЙНЫ
Внутреннееоко Симеона видело Тайну Голгофы, как видели ее ранее Исаия и Давид. Это видно изслов об оружии, которое должно пронзить душу Матери и которое не замедлило пронзитьее под Крестом Сына. Кроме этого, Симеон говорит о спасении, уготованном «пред лицемвсех народов» (Лк. 2: 31). Эти слова тоже можно отнести к Распятию, совершенномуна глазах всего мира, о чем Давид говорит: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасениепосреди земли» (Пс. 73: 12).

Самстарец благодарил за то, что его отпускают «с миром» (Лк. 2: 29). Но не мир долженбыл остаться за спиной уходящего Симеона. Пришествие Мессии не есть автоматическоепринесение благоденствия и всеобщего согласия на истерзанную землю. Приход Мессииесть истинное объявление войны всякому злу, и было бы странно полагать, что злосдастся без боя. В этой борьбе люди разделятся, падшие восстанут и крепко стоявшиепадут, первые окажутся последними, и последние — первыми.

Об этом тоже сказал Симеон,и как было бы хорошо, если б услыхали его слова его же соплеменники, смежившие очи,чтобы не видеть славы Божией в лице Иисуса Христа. Они ожидали от прихода Мессиинемедленного исполнения пророчеств Исаии о перековке мечей на орала и о возлежаниильва рядом с ягненком. То есть грезили о глубоком перерождении мира из арены враждыи смерти в царство неотъемлемого мира сразу вслед за Пришествием. Из-за неисполнениясвоих ожиданий многие из них до сих пор соблазняются о Пришедшем Господе.

СловаСимеона сравнимы с пением ангелов в ночь Рождества. Те тоже возвещали «на землемир» (Лк. 2: 14), а между тем меч Иродового войска уже заострялся на поиск душиБогомладенца. Христос, таким образом, не отменил, но усилил драматичность истории,давая людям возможность определиться: с кем они, кому хотят служить, имеют ли веру?Придя в мир, Он стал мечом, отсекающим грязное от чистого и святое от скверного. 

Сердечный, внутренний мир всех людей в последнем пределе должен выстраиваться взависимости от отношения к Воплотившемуся Слову. Вот почему одни падут, а другиеподнимутся. Вот почему Христос до конца мировой истории не перестанет быть предметомпререкания и камнем соблазна. И напрасно мечтать об единодушном и подлинно глубокомуверовании всего человечества во Христа. Все будет ровно противоположно.

Для однихГосподь будет ненавистен, как нарушитель традиций и отступник от закона. Для другихОн будет не более чем литературный или мифический персонаж. Третьи уверуют в ЕгоCлово, но поймут это Cловостоль превратно, что разделятся на сотни групп, своевольно проповедующих и лгущихна Истину. Будут еще четвертые, пятые и шестые. И лишь седьмые, которых знает Он,и которые знают Его, составят некое «малое стадо» (Лк. 12: 32), которому надлежитсо временем вступить в обладание уготованным Царством.

Насвоих старческих руках Симеон держал Воплотившегося Сына Божия и уже не боялся умирать.
НЕБЕСНЫЙПОМОЩНИК
Всесвятые живы во Христе душами, хотя тела их ожидают воскресения мертвых. Симеон —один из самых достойных насельников горнего мира. Там он молится о нас.

КогдаПетр Афонский еще не жил на Святой Горе, он был воином и попал в плен. В плену онсильно умолял Господа отпустить его на свободу и обещал в этом случае стать монахом.На помощь он призывал и святого Николая. Николай однажды явилсяему, и не один. С ним был благообразный старец. «Молись ему, — сказал Николай, —это Симеон, принявший на руки Спасителя во храме Иерусалимском. Он в молитве сильнееменя».

Секретэтой силы сокрыт в деталях, но ясен по сути. Он дождался прихода Мессии и удостоилсяузнать Его не по внешним признакам Царя и Чудотворца, а по внушению Духа Святого,когда Христос еще был Младенцем и лежал на руках у Матери.
Протоиерей Андрей Ткачев

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика