Архиепископ Львовский
 и Галицкий Авустин
поздравляет курсантов Академии МВД,
 принимающих присягу
На сегодняшний день в нашем обществе ответ на вопрос«Нужны в армии священники или нет?» для большинства звучит однозначно — «Да, нужны».Однако каковы, в таком случае, функции и полномочия капеллана, как организоватьдуховное окормление военнослужащих, каким внутренним и внешним критериям долженсоответствовать военный священник?..
На эти и другие вопросы мы попросили ответитьсекретаря Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и другимивоинскими формированиями Украины Виктора Степановича Кулакевича.
  
— Расскажите, пожалуйста, немного о себе.Как Вы решили стать военным, где учились, служили?
— Сдетства у меня была большая мечта стать моряком, хотя я родился на Ровенщине и моряникогда не видел. К своей мечте шел постепенно. Служил в ракетных войсках стратегическогоназначения: сначала в Прибалтике, потом на Байконуре. Прослужил год и написал рапорт,что хочу стать моряком. Меня направили в Киев. Так я стал курсантом Киевского военно-морскогополитического училища. По окончании учебы служил в Черноморском флоте на противолодочныхкораблях. Боевую службу нес в Средиземном море. В запас ушел в звании капитана первогоранга (посухопутному — полковника).
— Это был советский период. Вы уже тогдаверили в Бога или пришли к вере позднее?
— Яродился в верующей семье. Христианское воспитание у нас было от бабушки, котораяпрожила 93 года. Мой отец обязательно четыре раза в год причащался. Поскольку онзакончил (еще при Польше) церковноприходскую школу, то был в религиозном плане образованным.Все знания о вере мы получили от отца. Мать была менее религиозной, но вместе сотцом ходила на службу в храм, находившийся в 12 км от нашего дома. Мне с детствахорошо запомнилось радостное состояние, когда на Пасху мы с нетерпением ждали родителейс освященными куличами, чтобы разговеться. Это, а также военная служба определилимое отношение к вере, несмотря на партийную принадлежность и т. п. Знаете, и в тевремена у моряков была поговорка: «Кто в море не ходил, тот Богу не молился».
— Какой сейчас нравственный климат в армии?
— Каки в обществе — очень непростой. Но меня утешает и радует то, что количество верующихлюдей возрастает, причем отнюдь не изза «моды». Приходятмальчишки, которые стали православными еще до призыва на службу. Недавно архимандритЛука (Винарчук) начал служение в президентском полку (там сейчас идет строительствохрама). И во время совершения первой Литургии (я ему помогал — пономарил) было около80ти причастников, в том числе и заместителькомандира по воспитательной части. А уже на следующих службах было до 200 человек,хотя в приказном порядке мы никого туда не зовем.
— Очевидно, не все призывники являются членаминашей Церкви?
— Многие,к сожалению, не понимают, что такое каноническая Церковь. Иногда в Министерствеобороны говорят, что, мол, призывников, конфессионально принадлежащих к т. н. «Киевскомупатриархату», больше, чем представителей канонической Украинской Православной Церкви.А когда начинаешь спрашивать у самих призывников, кого из патриархов поминают наслужбе в их храме, отвечают: «Патриарха Кирилла. Кого же еще?».
— Каковы полномочия священника — он можетработать со всем личным составом или только с теми, кто исповедует православнуюверу?
— Министерствообороны издало документ «Директива Министра обороны Украины № Д-25». В нем сказано,что в воинскую часть священник может приходить по просьбе военнослужащих. Они обращаютсяк командованию с просьбой, что им нужен священник. Воспитательная служба методомопроса определяет статистику — сколько верующих и к каким конфессиям они принадлежат.Священник может подойти к командиру части и попросить разрешения побеседовать справославными воинами. В этом случае командир обязан дать пастырю возможность пообщаться.А дальше все зависит от того, сможет ли священник завоевать доверие военнослужащих.Но, как правило, наши священники, которые обращаются с подобной просьбой, оченьхорошо подготовлены и пользуются огромным авторитетом.
— Есть ли разница в том, как встречали священникав армии 15 лет назад и как встречают сегодня?
— Колоссальнаяразница. Церковью был сделан прорыв. Сегодня появление священника в армии не являетсячемто удивительным. Хотя какихнибудьдесять лет назад это было чемто невероятным, игдето даже боялись общения со священником. Теперьбольшинство военных понимают, кто такой священник, какая его роль.
— Некоторые спрашивают: зачем священник,если есть заместитель командира по воспитательной работе и военный психолог?
— Ите, и другие нужны. Они работают в одном направлении, но у них разные задачи. Онивоспитывают солдат, помогают решать их внутренние проблемы, но ни замкомандира повоспитательной работе, ни психолог не могут совершать богослужение, исповедовать.А Исповедь, Причастие — это, на сегодняшний день, духовная потребность многих военных.
— Сколько священников трудятся у нас в армии,и какая проводится ими работа?
— Внаших Вооруженных силах задействовано более 200 священников. Организованы катехизаторскиекурсы, проводятся паломнические поездки. Это, кстати, очень сильная миссионерскаяформа работы. Недавно мы возили в Иерусалим 72 человека — офицеров и членов их семей.Многие изначально ехали как в туристическую поездку. Но гдето80% из них причастилось на Святой Земле. Люди вернулись уже другими. Мы возим курсантовв Почаев, нас там очень хорошо принимают. Архиепископ Почаевский Владимир личновстречается с курсантами, поддерживает, помогает. Священники подготавливают группук паломничеству: знакомят с историей обители, объясняют смысл монашеской жизни,церковных традиций. Наш Отдел ищет материальные средства. Вот, недавно возили курсантовАкадемии МВД.
— Имеет ли священник моральное право работатьс солдатами, если сам не служил в армии?
— Всезависит от личности священника. Ему не обязательно служить в армии. Я знаю массупримеров, когда священники не служили, но оказались очень хорошими пастырями в средевоенных. Ведь их задача иная — духовная помощь солдатам. У нас, правда, большинствосвященников служили в армии. Например, в Виннице бывший летчик, майор в отставке,иерей Виктор Парандюк возглавляет епархиальный военный отдел. Хорошо образованныйкак священник и военный, он пользуется большим авторитетом. Наш отдел два раза вгод проводит со священниками занятия на базе Министерства обороны и Академии МВД,где мы знакомим их с условиями жизни солдат, особенностями службы в тех или иныхвоинских формированиях.
— Существуют ли при духовных учебных заведенияхспециальные курсы подготовки священников к работе в армии?
— Насегодняшний день, к сожалению, мы не ведем совместной работы с духовными учебнымизаведениями. Однако этот вопрос уже обсуждался: академия и семинария готовы, ноне готовы пока военные.
— Спрашивают читатели: имеет ли право священникбрать в руки оружие и участвовать в учениях со стрельбой по мишеням?
— Еслипо мишеням, то да. Чтобы сам он мог прочувствовать специфику военной службы. А еслихорошо стреляет, то может быть и примером для солдат. Мы видим, что почти все священникипроявляют интерес к военной технике, боевому оснащению, некоторые специально выходятв плавание или прыгают с парашютом. Мужчины есть мужчины, и в них заложен интереск воинскому делу.
— А вопрос о форме одежды капеллана поднимался?
— Да,и мнения разделились. Пока остановились на том, что ничего придумывать не надо.Солдата дисциплинирует, когда он видит священника в духовных одеждах. И это показалопыт работы в горячих точках, во время проведения миротворческих операций. Но еслиесть особая необходимость, то во время боевых действий священник может надеть икамуфляж.
— В Киеве введена должность гарнизонногосвященника…
— Двапоследних года День Вооруженных сил (6 декабря, когда празднуется память святогоблаговерного князя Александра Невского) мы отмечали за богослужением. Первый разв храме было около 500 военнослужащих, половина из них постились. Следующий разбыло около 700 человек. Также мы увидели, что в Киеве много военных храмов, поэтомуесть необходимость ввести должность гарнизонного священника. Священноначалие решило,что пока рано открывать специальное благочиние. На сегодняшний день отрабатываемсоответствующее положение. Кроме того, Блаженнейший Митрополит Владимир благословилначать работу по возвращению Церкви Никольского храма при Институте физики (возлеботанического сада). Мы хотим сделать его нашим главным военным собором.
— Кто должен оплачивать труд капеллана —Церковь или государство?
— Принципфинансирования мы предлагаем смешанный. Нами подготовлена Концепция пастырской опекив Вооруженных силах Украины. Согласно этой Концепции мы подсчитали, что нам нужновсего-навсего 60 священников. По нашей задумке, там, где в части служит 1200 человек,уже нужно вводить штатного священника. Если меньше, то по согласованию с епархияминазначать священника на добровольно-общественных началах. Финансовая поддержка,которую может обеспечить государство, — очень маленькая, поэтому епархия также должнафинансировать капеллана. Например, на первоначальном этапе обеспечивать богослужебнойутварью.
— Какие актуальные задачи стоят перед ВашимОтделом?
— Государстводает право Церкви окормлять военнослужащих. Министерство обороны просит Церковьпомочь в духовном воспитании, улучшить морально-нравственный климат в армии. И тутмы должны разработать механизмы реализации наших совместных планов. Например, естьтакое понятие, как «удовлетворение религиозных потребностей». Но его трактовка иобъем в различных религиозных общинах разные. Комуто достаточно краткоймолитвы и чтения духовных книг, а комуто важны тщательнаяподготовка к богослужению, пост, продолжительная молитва. Естественно, возникаетвопрос, как согласовать это с воинским режимом. В связи с этим мы тесно работаемс воспитательными службами, которые понимают важность использования религиозногофактора в воспитании. Радует, что здесь мы имели взаимопонимание и поддержку состороны бывшего начальника Генерального штаба генерал-полковника Григория НиколаевичаПедченко. Он сам верующий человек, встречался с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.Надеемся, такое же взаимопонимание будет у нас и с новым начальником.
— Какими, на Ваш взгляд, личностными качествамидолжен обладать капеллан?
— Этооткрытость, смелость. Нужно любить людей, нужно внимание к людям. Воинская службасопряжена с постоянным риском, много встречается жестокости. Вообще, очень многопроблем. Солдаты ищут понимания, сочувствия, сострадания. Иногда приходят с самымиглупыми вопросами. И тут от священника требуется много терпения и такта. Я считаю,что роль капеллана состоит также и в том, чтобы несколько смягчить жесткую армейскуюсистему — подсказать командирам, научить их отеческой любви к солдатам. Ведь командирправославный — это другой командир. Христианская любовь, отеческая забота никогдане позволят ему подводить сослуживцев, унижать солдат. Никогда православный офицерне будет сквернословить и вести себя похамски. Где естьсвященник, там чувствуется, что и климат в коллективе другой.
— В каких регионах наиболее активна работасвященников с военными?
— Еслипросмотреть наш официальный сайт, то можно увидеть, что почти все наши епископы,так или иначе, задействованы в работе с силовыми структурами. Церковь уделяет этомуогромное значение. Особо хочется отметить такие регионы, как Крым, Одесса, Полтава,Харьков, Винница. Надо понимать, что эти священники в части внештатные, это дополнительнаянагрузка к их приходской деятельности. Кстати, недавно в Крыму проходили большиеучения, и на службе в полевом храме (которую возглавил председатель нашего Синодальногоотдела архиепископ Львовский и Галицкий Августин) собралось около 600 человек. Вэтом, конечно, заслуга Крымской епархии — одной из самых активных в этом плане работы.Там практически каждая воинская часть окормляется священником.
— Ваш сын — военный. Как он решил выбратьтакую профессию?
— Яхотел, чтобы он после окончания школы поступил в милицейскую академию. КадровикРОВД посадил его у себя в кабинете и дал заполнять документы для поступления. Приэтом дверь была открыта. А напротив находилась комната предварительного заключения.Сын, пока заполнял документы, насмотрелся на то, что в ней происходило, и, когдавернулся домой, сказал, что решил не идти в милицию, а стать военным. «Ты — говорит,— военный, и дед, и двое дядей (оба полковники)». Сейчас он военный юрист, старшийлейтенант.
— Он тоже верующий?
— Всев нашей семье люди верующие. Моя родная сестра — активная прихожанка у себя на приходе.А началось с того, что, когда она крестила племянника, священник провел с ней духовнуюбеседу. Теперь она участвует во всех службах, бывает в паломничествах. Однако основувсему заложила моя бабушка. Она была простым человеком, без образования, но оченьмудрой, глубоко верующей. В селе над ней иногда подшучивали, но она не обращалавнимания. Мне запомнился ее рассказ о том, что ее лишь раз в жизни благословил епископ— возле Почаевской Лавры. И сегодня я понимаю ценность того благословения.
— Традиционно — пожелания нашим читателям.
— Газетавостребована. В ней всегда можно найти чтото интересное, аглавное — полезное для духовной жизни. Я хочу пригласить читателей к диалогу настраницах газеты, чтобы они чаще присылали свои письма с вопросами, делились опытомприходской жизни.
Беседовалигумен Лонгин (Чернуха)

Возникновениетермина «капеллан» связано с жизнью святого Мартина, архиепископа Турского (317–397гг.). Когда он еще был офицером на военной службе в Галлии, то зимой ему встретилсянищий и попросил дать чтонибудь из одежды.Мартин разрезал надвое свой военный плащ — «каппу» — и одну половину отдал нищему.Этот нищий потом явился ему во сне в образе Иисуса Христа.

Втораяполовина каппы святого Мартина стала предметом почитания во французской армии. Длянее был создан походный храм, названный «капеллой», а священника, который служилв этом храме, стали называть «капелланус» (лат. capellanus (капеллан)).

В каждом легионе императораРимской империи Константина I Великого была походная церковь (отдельный шатер) схристианским священником. В 742–743 гг. в г. Регенсбурге (Германия) на первом восточно-франкскомсоборе (Consilium Germanicum) было принято решение об участии священников в военнойслужбе с предупреждением о запрете ношения ими оружия и непосредственного участияв боевых действиях.
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика