Мытарь и фарисей (Лк. 18: 9-14)
Человек– существо сложное. То, что в нем доступно взгляду со стороны, не есть весьчеловек. Существует еще человек сокровенный, внутренний. О нем чаще всегоупоминает в своих посланиях апостол Павел.
“Повнутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием” (Рим. 7: 22).
“Есливнешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется” (2 Кор.4: 16).
 “Дадаст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться ДухомЕго во внутреннем человеке” (Еф. 3: 16).
По-разномуведут себя эти два человека, внешний и внутренний. По-разному относится к нимдуша и господствующий ум. Если один из этих “людей” для души, ума и воли –сынок, то другой – пасынок.

Можновсю жизнь заниматься внешним человеком: мыть, лечить, украшать, питать иублажать его. При этом совершенно небречь о сокровенном человеке. Можнопоступать наоборот, однако таких людей до крайности мало. Возможно, мы ни разуих не встречали, но лишь читали о них в тех книгах, где говорится о богатырях духа– настоящих подвижниках.

Аможет быть, есть возможность совместить оба служения и ублажить и внешнегочеловека, и внутреннего? Может быть. Но, скорее всего, слова Иисуса Христа,сказанные об отношении к богатству, касаются и этого вопроса. “Никто не можетслужить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; илиодному станет усердствовать, а о другом нерадеть” (Мф. 6: 24).

Всетруды, рождаемые верой, труды, на которые зовет нас Евангелие, обращены кпользе внутреннего человека. Это пост, молитва и милостыня. Они дарят свободу,окрыляют и облагораживают внутреннего человека. Но ценность их сохраняется лишьтогда, когда они совершаются для Бога, перед лицом Божиим, а не длячеловеческих глаз и похвал. 

Поститься и молиться нужно “пред Отцом твоим,Который втайне” (Мф. 6: 18). Иначе добродетель превращается в своюпротивоположность. Люди видят ее обманчивую внешность, хвалят мнимогоподвижника, и тот, получая в Евангелии имя “лицемера”, лишает себя всякой награды.

Чтокасается поста (воздержания от различных сластей житейских и телесныхприятностей), то лицемерие здесь, согласно Слову Божию, проявляется в напускнойунылости и “принятии на себя мрачного лица, чтобы показаться людям постящимся”(Мф. 6: 16). Вместо этого Христос Господь советует помазать главу и умыть лицо,а пост и сетование сохранить в тайне души. Слова об умовении лица и помазанииголовы нужно понимать, исходя из Священной истории и древних обычаев.

Древниелюди не знали внутренней скорби, которая не вырывалась бы наружу. То же можносказать и о радости. Все, что было у человека внутри, он выплескивал вовне. Таки до сих пор живут на Востоке, шумно радуясь и громко плача. Поэтому в периодпоста (а пост был приурочен к скорбным датам и связан с покаянием) человек разрывална себе одежду, отказывался от умывания. 

Вместо ухода за внешним видом, посыпалголову пеплом или прахом земным, размазывал по лицу слезы. Весь его внешний виддолжен был говорить о внутренней скорби. И, конечно, со временем получиласьситуация, при которой человек привлекал к себе внимание наружностью, а сердцеего при этом могло не плакать и не скорбеть, но искусно лицемерить. От этого ипредостерегает нас Господь.

Поэтомунам голову ничем особенным мазать не надо. Это сказано для тогдашних людей с ихобычаем помазывания головы маслом в радостные дни. Нам же не стоит увлекатьсявнешними знаками воздержания, как то: особыми одеждами и уже упомянутым“мрачным лицом”. Внешний вид наш всегда должен быть не вызывающ, скромен иаккуратен. И по части внешнего вида Великий пост не предъявляет к нам никакихособых требований. 

Напротив, мы должны ощутить период поста как время душевнойвесны и чистой внутренней радости. Облегчение тела от избытка пищи и от лишнеговеса, упражнение в чтении Слова Божия и молитве способны дать душе ощущениевнутренней свежести и, как следствие, радости. Тогда абсурдной покажетсявнешняя угрюмость и действительно захочется “умыть лицо и помазать главу”.

Нодаже если пост дастся тяжело; если враг смущает помыслами и нападениями; есливместо внутренней легкости будет сухость и скорбь, – то и тогда не надо всемуокружающему миру слать сигналы о том, что творится у тебя внутри. Скорби предОтцом, Который втайне, и Отец твой утешит тебя явно.

Можнобыть обычным человеком, ничего особенного из себя не представлять, но ничегоособенного из себя и не строить. Да, это далеко не идеал. Но это лучше, чемпопасть в категорию людей, о которых сказано: “имеющие вид благочестия, силы жеего отрекшиеся” (2 Тим. 3: 5). О таких далее апостол говорит: “Таковыхудаляйся”.

Посемупотщимся убежать от лицемерия и показушничества, но послужить постом истиннымБогу Живому, чтобы “крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке” (Еф.3: 16).
ПротоиерейАндрей Ткачев

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика